Телевидение, наряду с радио, сегодня продолжает оставаться одним из главных источников информации, а также мощным средством пропаганды. Традиционно ТВ имеет особое влияние на пожилую аудиторию, привыкшую доверять информации с «голубого экрана». Сегодня в «ЛНР» практически невозможно посмотреть украинские новости. Информационный вакуум быстро заняли каналы, прославляющие «республику» и воспевающие ее руководителей. Что сегодня показывают по телевизору в «ЛНР»? В этом разбирался Informator.media.
Когда украинское ТВ покидало Луганск…
Когда в Луганске началась злополучная «русская весна», журналисты местных телеканалов уже прекрасно понимали, что свобода слова скоро уйдет в небытие. Но события развивались быстрее, чем кто-либо мог себе представить.
10 марта 2014 года бойцы «Луганской Гвардии» разгромили офис луганской телекомпании «Ирта», принадлежащей Владимиру Ландику. «Они бросались на нас, они нас трепали, унижали, оскорбляли, это была постоянно нецензурная брань, они плевали в лицо, заставляли нас становиться на колени, и в прямом эфире просить прощения у жителей Луганска и области», — рассказывала в те дни директор телекомпании Каролина Полтавская.
Однако, несмотря на это, «Ирта» еще какое-то время продолжала функционировать. 29 апреля была еще одна попытка захвата телеканала. 30 мая «народный губернатор» Валерий Болотов издал указ о прекращении вещания телеканала «Ирта».
«В условиях военного времени, когда народ Луганской народной республики ведет войну, телеканал выступает в роли тяжелого орудия пропаганды киевского режима, стреляя в спину своему народу и нашим бойцам», — заявлял тогда Болотов. Вместо «Ирты» включили российский пропагандистский канал «LifeNews».
Телеканал «ЛОТ» в конце весны взяли «под охрану» бойцы так называемой «армии Юго-Востока», поначалу не вмешивающиеся в информационную политику канала. Окончательно «ЛОТ» прекратил свое вещание в Луганске летом 2014, когда в город пришла настоящая война. В те же дни из Луганска были эвакуированы все собкоры центральных телеканалов Украины.
Главный рупор пропаганды сепаратистов… или Кому достались 100 кг моркови?
Осенью 2014 года, когда украинская армия отступила от захваченного областного центра, сепаратисты на базе «отжатого» у «ЛОТа» «Ирты» и «ЛКТ» оборудования решили наладить собственное телевещание. На частоте канала «ЛОТ» было начато вещание собственного канала сепаратистов под нехитрым брендом «Луганск-24» (калька с названия канала российских коллег).
Первое время, когда в Луганске еще присутствовали проблемы с электричеством, «Луганск-24» присутствовал только в интернете, показывая косноязычные спичи Болотова и его друзей. Осенью 2014 года канал вышел в эфир на территории всей «ЛНР», войдя в состав созданной «гостелерадиокомпании».
Позиционируя себя, как «главный республиканский канал», «Луганск-24» за короткое время приобрел популярность среди местных «ватников». Основной фишкой канала являются, несомненно, новости, в ярко выраженном пророссийском ключе освещающие события города и региона. Несколько телеведущих этого канала успели попасть на доску позора украинской журналистики, опубликованную на сайте ресурса «Телекритика». Это луганские журналисты Сергей Колесников, Инна Шевченко и Виталий Брыксин. Также в этом списке находится и небезызвестный Родион Мирошник.
Кроме новостей, методично рассказывающих об обстрелах «хунты», на канале очень любят транслировать советские телефильмы и мультипликацию. Но самым «хитовым» телепродуктом, прославившим канал, стали трансляции заседаний «совета министров ЛНР». Раз в неделю, в течении двух часов, телезрители могли видеть «реалити-шоу», на котором глава «республики» Плотницкий и его «министры» обсуждают житейские моменты бытия, такие как: распределение 100 кг моркови и двух мешков картофеля между министерствами, обеспечение простынями детского сада, проведение параолимпиады между «ЛНР» и «ДНР» и прочие жизненно важные вопросы «государственного масштаба».
На этих заседаниях Плотницкий, как правило, строго отчитывает своих подопечных, а «министры», как школьники, молчаливо сидят, понуро свесив головы. Эти трансляции «совмина» вызвали небывалый резонанс, шквал критики и насмешек, после чего их сняли с эфира.
Также по «Луганску-24» шла программа «Час Главы» в которой Игорь Венедиктович пространно разглагольствовал о судьбе «республики». После покушения на Плотницкого новых программ в эфир пока не выходило. Кроме того, дабы политические скрепы дополнить духовными, на «Луганск-24 запущены аж две передачи православной тематики – «Благая весть» и «Слово».
По городам и весям: песенка для Плотницкого и новые наряды Марии
В регионах функционирует несколько телекомпаний, ранее финансировавшихся из местных бюджетов, а с 2015 года перешедшими «под крыло» Мининформа «ЛНР».
Впрочем, о какой объективности подачи информации в «ЛНР» может идти речь, если все телеканалы «республики» стали теперь ГУПами (государственными унитарными предприятиями) и финансируются напрямую из Луганска?
В Алчевске работает телекомпания «Аскэт». Руководит ею Сергей Корниенко, школьный историк, и приверженец «русского мира». Телекомпания, которой уже более 20 лет, с приходом «русской весны» полностью переориентировалась на освещение пророссийских митингов и новостей, а также активно транслировала ролики, снятые пресс-службой Алексея Мозгового. В наши дни по каналу транслируются местные новости, в основном восхваляющие городскую власть в лице «мэра» Натальи Пятковой, а также движение «Мир Луганщине». Кроме того, сохранился на «Аскэте» милый провинциальный атавизм в виде музыкальных поздравлений. Да-да, и сегодня жители города поздравляют своих близких песнями «Ах, какая женщина» или «А я вовсе не колдунья». Кроме телевиденья, с недавних пор «аскэтовцы» взвалили на свои плечи выпуск городской газеты «Огни».
Одним из последних нашумевших в сети сюжетов «Аскэта» стал ролик о том, как дети-инвалиды центра социальной реабилитации высказывают «болеющему» после покушения Плотницкому слова поддержки и поют песенку.
В Перевальске нет своего полноценного телевидения, однако с апреля 2016 года на базе газеты «Народная Трибуна» взялись выпускать еженедельный блок новостей, который транслируется на вышеупомянутом «Аскэте». В получасовом еженедельном блоке, который ведет молодая журналистка Мария Михайлова, телезрители узнают о последних новостях района и мира.
Несомненно, новости подаются однобоко, о реальных проблемах региона говорится мало, а основной задачей ведущей является, видимо, демонстрация в кадре своих меняющихся в каждом сюжете модных нарядов.
Обличая происки «американского госдепа», «Народная трибуна-ТВ» при этом не побрезговала создать канал на «буржуйском» YouTube, который, впрочем, рекорды просмотров отнюдь не бьет.
Нимфетка в эфире и исчезнувшие сливы атамана Козицына
В Стаханове (после переименования — Кадиевка) вещает «Новый канал Новороссии».
Как и «Казачье радио», его трансляцией занимается «Казачья медиагруппа». При жизни Павла Дремова канал отличался значительной активностью. После гибели своего вожака журналисты «НКН» стали менее критично отзываться о руководстве «ЛНР», видимо, уже не надеясь на волшебную силу «флешки Дремова» с компроматом на первых лиц «республики».
«Телеканал «Новый канал Новороссии» охватывает все многообразие духовной, социальной и политической жизни Стаханова и региона», — так характеризуют себя сами представители стахановского ТВ. И тут же предлагают на сайте посмотреть видео, которым, видимо особо гордятся: это фильм о пропутинских байкерах «Ночные волки. Донбасс», а также видео свежих обстрелов Стаханова, в которых «НКН» винят, несомненно «карателей из ВСУ».
«Открывают глаза на правду» жителям шахтерского городка главный редактор Антон Микужис, оператор Илья Непийпа, монтажер Александр Зоркин и журналист Влад Слесаренко. Стоит отметить, что коллектив (в отличие от того же алчевского «Аскэта») здесь подобрался довольно молодой и энергичный. Молодость – это прекрасно, но порой «НКН» выходит за рамки, выпуская в эфир несовершеннолетнюю девочку-ведущую, которая увлечённо вещает о «зверствах хунты и карателей».
В Красном Луче (после переименования — Хрустальный) местные жители смотрят ТРК «ЛУЧ».
Неудивительно, что в одном из самых депрессивных городов Украины телевидение, вещавшее до войны на украинском языке, быстро переориентировалось под обслуживание интересов сепаратистов. Ничего оригинального про ТРК «Луч» сказать нельзя: в сюжетах все те же оды Плотницкому и его друзьям, а также освещение проблем многострадального Красного Луча. И да, всего за 50 гривен вы сможете заказать на «Луче» музыкальное поздравление, вот только его мало кто увидит.
Нельзя обойти вниманием нашумевший в свое время антрацитовский телеканал «АР-ТВ».
Когда началась война, этот телеканал стал официальным рупором одиозного «атамана» Козицына, который наравне с Павлом Дремовым и Алексеем Мозговым составлял существенную оппозицию официальным властям «ЛНР» в лице Игоря Плотницкого. И пока на Козицина не началась охота, он спокойно базировался в Антраците, где, обставившись портретами советских деятелей и иконами, усатый атаман радовал телезрителей своими порой забавными и гневными речами, обильно сдобренных суржиком.
Когда Козицын почуял, что запахло жареным, и его могут убрать, он сбежал в Новочеркасск Ростовской области, прихватив с собою и свой верный телеканал.
«АР-ТВ» продолжает свою деятельность уже с территории России. Тематика сюжетов особо не поменялась: в кадре все тот же Козицын.
То атаман жалуется, что у него на огороде не растут сливы, зато рядом взошла конопля, то лихо пьянствует с какими то людьми в кубанках на загородной даче, и так далее.
Кстати, в пример многим, сайт телекомпании» «АР-ТВ» неожиданно доступен аж на 15 языках, в том числе и на украинском.
Когда Луганск сможет смотреть украинские телеканалы?
Кроме ряда «республиканских» и местных телеканалов, жители неподконтрольной Луганщины смотрят в ассортименте около сотни российских каналов, транслируемых по кабельным сетям, также их можно ловить на антенну-«польку» и через приставку «Т-2».
Смотреть украинские каналы могут только обладатели спутникового телевидения, а также те, кто имеет возможность смотреть онлайн-вещание через интернет.
Что и говорить, если украинское правительство до сих пор не везде смогло наладить вещание украинских телеканалов на освобожденных территориях, а строительство вышки на Карачуне в очередной раз затягивается, то о трансляции украинских новостей на оккупированные территории Луганщины пока речь не идет. Хотя, судя по заявлениям некоторых чиновников, надежда все же есть.
«Вышку на Луганск нам пообещали партнеры, до конца третьего квартала мне ее обещают поставить», — заявила заместитель министра информационной политики Украины Татьяна Попова…
Как бы там ни было, но на данный момент Украина на этом участке информационную войну пока проигрывает.
Лилит Реброва, для Informator.media