Дальнейшие отношения с Россией Украина должна развивать на основе стратегии сдерживания. Такое мнение высказали эксперты в УКМЦ на презентации исследования Института мировой политики «Аудит внешней политики: Украина-Россия».
Попытки Украины выбрать собственный вектор развития всегда встречали жесткую реакцию, рассказала Олеся Яхно, эксперт Института мировой политики.
«Мы должны для себя сформулировать перечень требований, которым Россия является для нас приемлемой как сосед, так как этот сосед никуда не исчезнет — видение на опережение, потому что когда речь пойдет о мире, все эти вопросы будут озвучиваться», — отметила Олеся Яхно.
Такими требованиями должны быть отказ РФ от имперских амбиций и претензий на региональное или глобальное доминирование; соблюдение договорной базы и отказ от спекуляции на темах языка и культуры как повода для дестабилизации и шантажа.
«Ключевым должно быть системное сдерживание страны-агрессора, потому что это единственный способ заставить его уважать нормы международного права», — заявил Владимир Огрызко, руководитель Центра исследования России, министр иностранных дел Украины в 2007 — 2009 годах.
Он считает, что Украине нужно «разорвать дипломатические отношения со страной-агрессором, ввести визовый режим и наконец оставить то, что называется СНГ», и не надеяться на то, что в ближайшее время политическая линия РФ изменится. «В таком случае мы станем интересными для НАТО, сможем предложить Альянса то, чего у него сейчас нет — сильного восточного фланга», — заявил эксперт.
Константин Грищенко, министр иностранных дел Украины в 2010 — 2012 годах, считает, что «на сегодняшний день главная задача — нахождение такой формулы прекращения военного конфликта, которое бы соответствовало нашим долгосрочным интересам, и которое невозможно достичь без участия России».
«Сложно предложить формулу, которая бы устроила всех, (…) но мы должны понимать, что очень важно закрыть вопрос, который представляет наибольшую угрозу экономической стабильности и прогресса Украины, чтобы дальше двигаться по пути реформ и построения демократического общества», — пояснил он.
Владимир Федорин, соучредитель Bendukidze Free Market Center, отметил, что «главное, что может сделать Украина для построения стабильных долгосрочных отношений с Россией — построить сильное государство».
«Украина вполне может стать лидером западного мира в сфере консолидации аналитической работы по изучению процессов в России. Для этого нужно только правильное корпоративное управление проектами и институтами, чтобы в западных союзников было понимание, что Украина действует не в собственных узких интересах, а готова выдавать качественную аналитику», — отметил Федорин.
Эксперты согласились, что Украине «необходимо занимать более решительную, проактивную позицию на международном уровне — для того, чтобы обеспечить поддержку мирового сообщества и продление санкций».
По поводу перспектив Минских соглашений мнения экспертов разошлись.
По мнению Владимира Огрызко, «надеяться на политическое урегулирование ситуации в рамках минского или нормандского формата нет смысла, потому что последние два года уже продемонстрировали неспособность международных договоров и институтов реагировать на такие вызовы». Константин Грищенко считает, что «минский формат все еще может помочь прекратить военные действия и перевести диалог по выполнению соглашений в практическую плоскость».
Олеся Яхно отметила, что «минский формат уже позволил локализовать так называемую «Новороссию», а сегодня по крайней мере обеспечивает площадку для обсуждения». По ее мнению, «только сочетание различных площадок — и минского, и, потенциально, женевского и экономического давления через санкции и реформ и усиление обороноспособности — позволят противостоять России».