Думаю, сегодня вся Украина уже знает, что такое пенсионный туризм… Но мало кто знает, что есть несколько меньший, но реально существующий поток туристов, едущих в противоположном направлении…
Определенная часть жителей пенсионного возраста из оккупированных территорий Донецкой и Луганской области, с одной стороны, продолжает большую часть времени все так же проживать в своих домах. С другой стороны, они числятся переселенцами, получив регистрацию у своих родственников, просто хороших знакомых или вообще у доброй тетеньки из собеса какого-нибудь маленького городка на основной части Украины. Правда, большие люди в Киеве обещали, что с работницами собесов они разберутся и пресекут. Но, так или иначе, каждые день в обоих направлениях следуют по маршрутам вереницей автобусы, более чем на половину заполненные мужчинами и женщинами пенсионного возраста.
Путешествовать каждому пенсионеру-туристу надо примерно раз в три месяца – показаться в органах социальной защиты, снять в банкомате деньги, купить какие-то вещи, продукты, лекарства, которые на территории «островков свободы» дороже или вообще отсутствуют. Даже при обычном размере пенсии «бизнес» все равно получается выгодным. Одну пенсию потратил на дорогу, две пенсии, так сказать, привез с собой. «Разве что, – вздыхают дедушки и бабушки, – давно уже так много времени не проводили в дороге». И это же надо учесть, что зачастую автобусы идут через Россию, а это две границы, четыре пограничных и таможенных контроля!
При этом мало кому известно, что есть меньший, но реально существующий поток туристов, едущих в противоположном направлении. Я имею в виду, что люди большую часть времени живут на контролируемой Украиной территории. Но так как на начало 2014 года они были прописаны, зарегистрированы в Луганске, Донецке, Макеевке или других населенных пунктах «Л/ДНР», то периодически ездят через блокпосты (или, как вариант, через две границы). Поначалу их цель была сугубо утилитарная – проведать цел ли дом, не вынесли ли имущество вместе с окнами и дверью, не зарос ли бурьяном сад. Кому-то надо было повидать больного родственника. Когда на территории «республик» стали платить пенсию, те, кто похитрее, быстро сообразили, что можно, как говорится, урвать с поганой овцы хоть шерсти клок.
Есть, правда, нюанс. Платят на оккупированных территориях пенсию в рублях по курсу 1:2, а в Украине в обменниках валюты он несколько иной. Кроме того, в «Л/ДНР» более жесткие правила выдачи этой самой пенсии. Не пришел за деньгами больше чем два раза, сразу снимают с довольствия. Потом надо долго ходить по инстанциям, вновь восстанавливать себя в списках.
Поэтому занимаются таким экономическим «обескровливанием врага» немногие. Те, кто живет близко, чтобы цена билета была сравнительно невысокой. У кого размер пенсии больше, наверное, могут себе позволить регулярные путешествия и на большее расстояние. В противном случае, все, что получил, потратишь на плату за проезд. Опять же такой возможностью часто пользуются те, кому в любом случае надо было бы часто ездить в «республики».
Как относятся «местные жители» к такому туризму? А вот это самое интересное. Если приверженец «русского мира» едет в столицу «вражеской» Украины за своим пособием, это считается нормальным. «Мы ведь всю жизнь проработали, платили пенсионные отчисления». И вы им не докажите, что в стране существует солидарная система пенсионного обеспечения, что для того чтобы они получили свои две тысячи гривен, предприятия Львова, Луцка, Харькова должны что-то произвести и заплатить в пенсионный фонд и бюджет (пенсионный фонд у нас дотационный).
А вот когда в Луганск или Донецк едет тот, кто сбежал от войны, кто не испытывает приступов счастья от наблюдения за реалиями жизни в «молодых многообещающих республиках», и после этого еще и получает такое же как у них рублевое довольствие, это воспринимается, как покушение на сами устои жизни.
Говорю ответственно, так как был непосредственным свидетелем разговора на эту тему. Дама, которая солировала с почти оперной партией на эту тему, просто разрывалась от противоречивых чувств. Речь шла о ее бывшей коллеге, с которой они проработали вместе не один десяток лет. А потом – бац! – у них оказалась существенная разница в оценке событий в городе и регионе! И после всего этого несносная «почти фашистка» регулярно приезжает – и не просто так, – а пользуется теми благами, которые Российская Федерация, по идее, должна выдавать только благонадежным гражданам «республики». Можете быть уверенны, у «граждан Л/ДНР» нет никаких иллюзий по поводу того, откуда берутся рубли, которые им выдаются в виде пенсии, и насколько они заработаны. Она была в полшага от того, чтобы не побежать в соответствующие органы и не доложить «кому надо» о непорядке.
Какая мораль из всего вышесказанного? Да какая тут мораль!
Евгений Васильев (Луганск) для Informator.media