Политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества, советник губернатора Луганщины Виталий Кулик прокомментировал визит в Луганскую область руководителя Минэнергоугля Игоря Насалика, а также дал свой рецепт выхода госшахт из кризиса.
Главный угольщик Украины на встрече в Луганской облгосадминистрации обсудил проблемы угольной отрасли и вопросы энергетической безопасности. В частности, сообщил, что под гарантии правительства будет проведено дофинансирование шахт региона на 1 млрд грн. Он побывал на ГП «Лисичанскуголь» и ГП «Первомайскуголь», пояснив, что хочет «на месте разобраться в ситуации, которая сложилась на угольных предприятиях».
Как отмечает Кулик, на шахте «Горная» (ГП «Первомайскуголь») — огромная задолженность по зарплате. Местные шахтеры в сентябре угрожали акциями протеста. Так что прибывшим на предприятие министру и зам.губернатора Луганской военно-гражданской администрации Владимиру Гуцу было о чём поговорит с горняками. Насалик пообещал, что до конца года долги по зарплате будут погашены и обещал сделать всё возможное, чтобы предприятие далее эффективно работало.
«Но это — оперативное вмешательство. Вопрос должен быть развязан с помощью системного решения, — отмечает Виталий Кулик. — На данный момент проблемой является установленная для государственных шахт заниженная (в сравнении с рыночной) цена угля. Именно это приводит к трудностям в работе — дефициту фонда зарплаты, отсутствию перспектив угледобычи».
Виновными в этом Виталий Кулик называет олигархические «прокладки», которые занимаются сбытом угля. «Владельцы этих «прокладок» и выступают спонсорами протестов горняков», — уверен эксперт.
По его мнению, чтобы разрешить проблему, нужно, чтобы цена угля на госшахтах была установлена по понятной и прозрачной формуле. Речь о т.н. «Ротердам +».
Аналогичное мнение высказал вчера, 16 ноября, председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. Во время пресс-конференции в Киеве он заявил, что нынешняя политика Министерства энергетики и угольной промышленности, связанная с установлением для госшахт заниженной по сравнению с рыночной цены угля, приводит к сложностям в работе предприятий – дефициту фонда заработной платы, отсутствию перспектив увеличения объемов добычи «черного золота».
По его словам, некоторые предприятия не рассчитались с шахтерами за декабрь 2015 года, на других задолженность по зарплате превышает два месяца. Вывести предприятия из бесконечных убытков, по мнению Волынца, можно изменив подход к формированию государством цены закупки угля на госшахтах (сегодня она является фиксированной).
«Если бы мы жили в Германии, то цена для угля собственной добычи была бы в несколько раз выше, чем мировая цена… Мы же сейчас просим у Министерства цену на уровне мировой цены. Мы просим закупать у нас уголь по той цене, по которой министерство закупает его за рубежом, — отметил глава НПГУ. — Справедливо для формирования цены закупки взять формулу «Роттердам плюс», она понятна, поскольку опирается на европейскую цену угля на бирже в Роттердаме плюс доставка к потребителю. Но эта формула сейчас у нас при расчетах цены украинского угля не работает. Зато есть «горе-эксперты», которые на всех телеканалах будут распространяться о «схемах», связанных с формулой «Роттердам плюс», но угольная отрасль будет уничтожена, если у нас не будет четкой формулы расчета стоимости угля».
«Фактически, сами шахтеры сегодня выступают за формулу «Ротердам +», поскольку именно такая схема позволяет увеличить стоимость угля, которое добывается на госшахтах. И, как следствие, позволяет наполнить фонд зарплаты, — подчеркивает Виталий Кулик. — Мешают, как всегда, «бизнес-структуры», которые привыкли десятилетиями зарабатывать на непрозрачном ценообразовании и дотациях для государственной угледобычи».