Обострение в Авдеевке: не значит ли это, что минские договоренности исчерпали себя, и Украину ждут другие форматы. Свое видение развития ситуации высказал в интервью LIGA.net представитель Украины в минской переговорной группе Евгений Марчук.
В частности, Евгений Марчук не исключает новый формат переговоров, однако, при этом заверяет, что другой формат искать достаточно сложно. Кроме того, по словам представителя Украины в переговорной группе, призывы изменить формат делают те, кто не знает всей глубины процесса и реальной ситуации.
«Говорят, нужно привлечь США. Нужно, но это легко только на словах. Если Украина инициирует какой-то новый формат, а лидеры ведущих стран, поддерживающих Украину, заявляют, что Минскому процессу нет альтернативы, это будет означать, что Украина разрушает даже этот неидеальный формат. Это будет означать, что все договоренности этого формата прекращают свое существование, и вся армада сверхтяжелых вооружений с обеих сторон возвращается на передовую по всей линии фронта протяженностью 426 километров, и обстреливает тылы на глубину до 100 километров и больше. Другие последствия не менее тяжелые: разрушается инфраструктура жизнеобеспечения, прекращается обмен заложниками, закрываются все КПВВ, и раскрываются многие другие тяжелые последствия. Я уже не говорю о международных потерях Украины. Это отдельная, очень сложная тема для анализа», — подчеркнул Евгений Марчук.
Размышляя о новых возможных форматах переговорного процесса, он акцентировал на том, что любое соглашение любого формата будет обязательно начинаться с первого пункта, который будет звучать приблизительно так.
«Всеобъемлющее прекращение огня, вывод с Донбасса всех иностранных военных формирований, разоружение всех незаконных формирований, беспрепятственный допуск патрулей ОБСЕ ко всем объектам на временно оккупированных территориях, и, прежде всего, беспрепятственный допуск в пограничную зону государственной границы», — процитировал Марчук и добавил, что все это есть в нынешних минских соглашениях, под которыми стоит подпись официального представителя России.
Вместе с тем Евгений Марчук считает, что проблема стоит не в формате, а в невыполнении Россией достигнутых договоренностей.
«И если кто-то полагает, что новый президент США Трамп сейчас только и думает, как бы напрямую влезть в горячий военный конфликт Украины и России, то он очень ошибается. Мы пока должны радоваться тому, что новый постпред США в ООН Никки Хейли, то есть представитель нынешней администрации Трампа, выступила на последнем заседании Совета безопасности ООН в поддержку Украины и, по существу, повторила прежнюю позицию США — и в отношении Крыма, и войны в Донбассе, также в отношении санкций. Хороший сигнал, но это только начало», — пояснил собеседник.
Он также отметил, что Украина неизбежно приближается к болезненному этапу. Речь идет о том, что мировой опыт подобных конфликтов приводит к болезненному компромиссу и диапазону уступок. «Но не тех, которые предлагал Виктор Пинчук. Сейчас можно быть на сто процентов уверенным, что очень нескоро Украина вернется к состоянию 2013 года. Я имею в виду неоккупированный Крым и беспроблемный Донбасс», — уточнил Е.Марчук и развеял миф о том, как быстро хорваты освободили захваченные Сербией территории.
«У нас часто приводят в пример Хорватию. Но хорваты, чтобы освободить захваченные Сербией территории, много лет всей страной жили в условиях военного лагеря. Израиль живет в таких условиях и сейчас. Украинцы же хотят быстрой и полной победы с тем условием, чтобы это не сказалось на их привычном образе жизни. Так не бывает. Мы уже вплотную подошли к тому, что пора ставить вопрос и озвучить стране то, до какого уровня компромисса может пойти Украина. Политик, который это озвучит, действительно станет камикадзе и потеряет рейтинг. Потому момент оттягивается до последнего. Тем более что нынешняя Верховная Рада не пропустит никаких компромиссов. Но по-другому скорых результатов мы не дождемся. Ультимативность искренней и праведной патриотической позиции в ряде случаев будет усложнять нам задачу в урегулировании ситуации», — резюмировал Марчук.
Напомним, Евгений Марчук заявил, что обострение в Авдеевке отбросило Украину в самое начало долгого переговорного пути.