Непроглядная тьма вместо веселых огней окон и витрин. Оглушительная тишина вместо веселых мелодий. Неискоренимый страх вместо будничной свободы… Ночная жизнь оккупированной Луганщины с приходом «русского мира» изменилась до неузнаваемости, сменив свой беззаботно-сонный облик на мрачный милитари-оскал. Что происходит ночью в «ЛНР» — читайте в материале Informator.media.
Комендантский час: отжатые абрикосы и сломанный нос
Тишина и темнота – так в двух словах можно описать ночную жизнь городов и весей «республиканской» Луганщины. С лета 2014 года здесь действует комендантский час, и если в начале военного конфликта на его нарушение порою смотрели сквозь пальцы, то сегодня свободолюбивых гуляк карают по всей строгости закона.
Согласно указу «главы ЛНР» Игоря Плотницкого, комендантский час в «республике» действует с 23:00 до 04:00 (в «братской ДНР» почему-то на час дольше). Раньше боевики могли послать нарушителей копать окопы, либо проводили иные «исправительные мероприятия»… Например, приковывали на ночь провинившихся наручниками к дулу пушки, как было в Перевальске у кафе «Торнадо».
Сегодня, согласно принятому «кодексу административных нарушений ЛНР», нарушение «комендантского часа» на час или более карается штрафом от 500 до 2000 российских рублей (250-1000 гривен). Если нарушитель был пьян и без документов – могут оштрафовать до 5000 рублей (2500 гривен) или засадить в кутузку до 15 суток. Как рассказывают местные жители, сегодня «полицейским» в «молодой республике» подняли зарплату и ужесточили борьбу со взяточниками, поэтому откупиться от людей в камуфляже на месте вряд ли получится: все штрафы предлагают оплатить только через так называемый «Госбанк ЛНР».
Свою историю о нарушении комендантского часа рассказала Е., жительница оккупированной Брянки.
«Дело было прошлым летом… Возвращались с мужем со дня рождения, а, учитывая «разбросанность» нашего города, путь предстоял неблизкий. Шли через посадку, нарвали абрикос на компот… Идем домой, а на часах полвторого ночи. Настроение хорошее, но нашлись и те, кто его испортил. В районе «дворца» подъехала машина с «защитниками» и предложили нам прокатиться в горотдел. Спорить мы не стали и послушно сели в побитую временем девятку», — рассказывает девушка.
Затем молодых людей привезли в горотдел, где пояснили, что если они будут вести себя мирно, то утром им выпишут штраф и отпустят.
«Так и вышло. Подержали нас до утра, заполнили кучу бумаг (бюрократия неискоренима!), выписали штраф по 500 рэ каждому и отпустили. Правда, абрикосы мне так и не вернули, видите ли, фруктов им захотелось. Чтоб они обоср***лись там, защитнички хреновы», — эмоционально завершает рассказ жительница Брянки.
Но так везет далеко не всем… Своим горьким опытом делится жительница Макеевки.
«Нас забрали идущими домой в комендантский час, — пишет женщина. – Привели в Кировское РВД, там проверили мою сумку, я ее закрыла. Спустя 15 минут вышла в коридор и вижу, моя пачка сигарет лежит на столе дежурного. Я ему сказала: «На каком основании вы рылись в моей сумке и забрали сигареты?» Он сказал, что это его. Все бы ничего, но сигареты мне на работе охранник маркером расписал. На мои возмущения вышел муж. Меня начали хватать за руки, толкать. Он начал кричать: «Что вы делаете?» Нас затолкали в туалет, ударили мне пощечину и вслед головой об стенку. Муж кинулся на мента и сломал ему нос». Далее, по словам женщины, ее мужа заковали в наручники, увели и избивали впятером. Потерпевшие пригрозили «полицаям» обращением в комендатуру, на что те в ответ лишь ухмыльнулись, ответив «нам закон не писан, у нас такие заявления стопками валяются». «У мужа сильные побои, гематома на голове, руках, правая сторона – сплошной кровоподтек! Ушибы грудной клетки, ходит скрюченный, тянет ногу, сейчас в больнице лежит лечится, что нам делать?», — задается вопросом макеевчанка.
Таких историй – множество. Чтобы избежать ненужных приключений, опытные ночные путешественники советуют либо вовсе без необходимости не выходить ночью на улицу, либо, если очень нужно, то идти, но трезвым, с паспортом и весомыми аргументами для патруля. Например, можно сказать, что направляетесь в аптеку за лекарством (в таком случае вас могут и сопроводить, для проверки правдивости ваших слов). Старайтесь перемещаться по городу дворами, дальше от главных улиц и трасс. Если все же вы нарвались на людей в камуфляже – не спорьте с ними и не «качайте права» — здоровье и жизнь дороже. Кстати, некоторые проворные граждане умудряются оформить в комендатуре особый пропуск для свободного перемещения по городу – но таких единицы, это вариант для «приближенных», поэтому рядовым луганчанам не подойдет.
Эх, прокачу: ночное такси – миф или реальность?
Ночное такси – еще один легальный вариант перемещаться по городу в темное время суток. Ситуация с ночными таксистами порою похожа на мёд в горшочке Винни-Пуха: они вроде есть, но их в то же время и нет. В 2015-2016 году ночные «покатушки» по Луганску стоили от 100 рублей (50 гривен) и выше – за один адрес, плюс 50 рублей (25 гривен) за каждый следующий (это если ехать недалеко). Такие таксисты, имея официальное разрешение от комендатуры, делились с последней своим нехитрым заработком и вполне спокойно колесили по ночным улочкам, увозя домой загулявших граждан. В 2017 году ситуация изменилась: луганская комендатура и ее коллеги из других городов решили сократить количество ночных такси в «республике».
По словам диспетчера одной из служб такси Луганска, в некогда полумилионном Луганске сегодня ночью действуют всего 10 такси (год назад их было раза в три больше). В таких городах, как Стаханов и Алчевск, представители военной комендатуры «дали добро» на курсирование всего двух машин, в Перевальске и Брянке, по слухам, ночных такси сегодня нет вообще. Какая-либо «законодательная база» в отношении передвижения ночных «извозчиков» в «ЛНР» на данный момент отсутствует.
По словам представителей «полиции «ЛНР», ночная поездка на такси во время комендантского часа не освобождает (!) пассажира от ответственности за его нарушение.
«Одно дело, когда у человека экстренная ситуация, в аптеку надо или в больницу, мало ли что. Совсем другое, если он едет нетрезвый и без документов, еще и пытается доказать свою правоту. Таких сразу задерживаем и отправляем в горотдел», — рассказал один из сотрудников «полиции».
Подтверждают эту информацию и жители Луганска, рискнувшие с ветерком прокатиться по ночному городу на такси.
«Ехал ночью на такси домой на Камброд (Каменнобродский район Луганска – ред.) от подруги… В районе «полтинника» остановила комендатура. Паспорта у меня не было, хотели забрать «на подвал», но удалось их уговорить, отпустили с миром, но сказали, что в последний раз», — рассказал один из студентов луганского ВНУ им. Даля.
Ночные клубы в «ЛНР»: медляк под Газманова и под дулом автомата
Ночные клубы и дискотеки: работают ли они в «ЛНР»? Если ранее ночная жизнь региона бурно кипела и бурлила, то теперь гламурным клабберам и неутомимым тусовщикам, как правило, приходится сидеть дома.
Если ранее клубы Луганска еще как-то пытались проводить ночные вечеринки до утра, то сейчас такого, как правило, нет, и все тусовки завершаются ровно в 22:00.
«Помню, раньше в некоторых клубах делали так: начинается пати в десять вечера и идет до 6 утра. Двери клуба закрываются, никого не впускали и не выпускали. Но разве это реально? Обязательно кто-то напьется и начинает ломиться на улицу, а там его принимают «ополчены», и начинается масса иных приключений. Со временем «комендачи» прикрыли такую практику», — рассказывает Иван, один из завсегдатаев луганских клубов. По словам тусовщика, раньше потанцевать ночью можно было в «Алкубе» и «Сахаре». Сегодня ночные вечеринки если и проводятся, то только законспирировано. «Говорят, что ночью еще работают заведения типа «Короны» и «Баккары». Но там для VIPов гулянки в основном, сорят деньгами люди из «Дома правительства»», — рассказывает луганчанин. Что, впрочем, неудивительно: согласно имеющейся информации, открывшуюся «Баккару» теперь «крышует» «министр информационной политики ЛНР» Вячеслав Столяренко.
Но и дискотеки, заканчивающиеся в «детское время» — в 22 часа, в «ЛНР» проходят достаточно колоритно. Ретро и «патриотический» репертуар, сомнительный алкоголь и постоянное присутствие людей с автоматами – так сегодня выглядят «танцы» в некоторых клубах «ЛНР».
«Ходила недавно на дискотеку — это что-то с чем-то! Отдельный разговор о репертуаре: да, крутят и современные хиты, но зачем туда вкраплять «Вставай, Донбасс!», а на медляк включать «Офицеры» Газманова? Сюрреализм!», — рассказывает луганская тусовщица А. По словам девушки, назойливое присутствие людей с оружием на дискотеке не позволяет расслабиться и чувствовать себя безопасно. «Может для кого-то эти люди и ассоциируются с защитой, но явно не для меня. «Ополчены» говорят, мол, мы тут вас охраняем, чтобы меньше было конфликтов и пьяных драк. Да, всякая гопота ведет себя мирно сейчас. Но, представьте себе, каковы были мои ощущения, когда один из «ополченцев» пытался отплясывать под песню Лободы, при этом не снимая автомата? А если бы он случайно выстрелил? Его потом свои же осадили, типа – не позорь нас. Смех и грех», — делится впечатлениями девушка.
По ее словам, ровно в 22:00 люди в камуфляже вышли на сцену и приказали всем расходиться по домам.
«Ночная жизнь и «ЛНР»? Понятия несовместимые! Жалко молодежь: ни танцев толком, ни прогулок до рассвета, ни поцелуев под луной… Война и комендантский час поставили крест на всем этом», — резюмирует собеседница.
Угасание ночной жизни в Луганске хорошо иллюстрируют фотографии, сделанные со спутника в период с 2014 по 2016 годы. Если в начале военного конфликта Луганск освещался достаточно ярко и основательно, то к 2016 году освещенность ночного города составила не более трети от довоенного периода. То ли еще будет?
Лилит Реброва для Informator.media