16 мая Президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о санкциях в отношении российских сайтов и сервисов, среди которых — «Яндекс», «ВКонтакте» и «Одноклассники» (с перечнем сайтов можно ознакомиться здесь). Informator.media попытался разобраться в причинах и последствиях этого шага.
Официально
Если говорить о причинах, то они, казалось бы, на поверхности: на протяжении вот уже более трех лет Российская Федерация ведет против Украины вооруженную агрессию, но страшнее и гораздо коварнее (а порой, и эффективнее) «Градов» и танков — российская пропаганда.
Информационная война началась задолго до того, как в Донбассе прозвучал первый взрыв, и меры безопасности кажутся даже несколько запоздалыми, учитывая методы «работы» российских пропагандистов. На первый взгляд, блокирование российских телеканалов, сайтов и социальных сетей вполне логично.
«Важной для россиян частью этой войны является гибридная война, которую проводят информационные войска РФ. Огромные пропагандистские бюджеты выбрасываются для дестабилизации ситуации как внутри Украины, так и внутри Европы», — отметил Порошенко.
Так он ответил на вопрос журналистов о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», которыми в частности вводится блокировка на территории Украины некоторых российских онлайн-ресурсов.
«Могу отметить, что сразу после прекращения российской агрессии против Украины, сразу же когда последний российский солдат покинет суверенную и независимую территорию Украины, мы будем готовы к пересмотру этого решения», — добавил Президент.
Между тем, зарубежные партнеры неоднозначно отреагировали на такой шаг украинской стороны. Так, в пресс-службе НАТО заявили: «Украинское правительство четко дало понять, что это решение — вопрос безопасности, а не свободы слова. НАТО работает с Украиной по усилению ее реформ, включая вопросы демократии, верховенства закона и соблюдения прав человека. Свобода прессы входит в темы этого диалога. Мы верим в приверженность Украины ее международным обязательствам и действующую в Украине систему сдержек и противовесов».
ЕС ожидает от Украины данных о санкционном решении. В представительстве Европейского союза в Украине сообщили: «Мы подняли этот вопрос в диалоге с украинской стороной. Рассчитываем получить более детальную информацию».
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд выразил обеспокоенность решением Киева: «Блокировка социальных сетей, поисковых систем, почтовых служб и новостных веб-сайтов противоречит нашему общему пониманию свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации. Кроме того, такие широкие запреты не соответствуют принципу пропорциональности».
Цепная реакция
За последние несколько суток многое изменилось для пользователей Сети интернет. После введения в действия решения СНБО Президентом доступ к российским серверам при помощи мобильного интернета заблокировали крупнейшие украинские операторы мобильной связи Vodafone Украина, Киевстар и lifecell.
«Уважаемые абоненты! Телеком операторы АО «Киевстар», ООО «лайфселл» та Vodafone Украина сообщают, что отныне вступил в силу Указ Президента Украины №133/2017 от 15 мая 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мероприятий (санкций)». Согласно этому Указу телеком операторы должны прекратить предоставление услуг по доступу к ряду веб-ресурсов, в том числе социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», всех сервисов Yandex и mail.ru, и др. Полный перечень таких веб-ресурсов доступен на правительственном портале. Выполняя требования указанного Указа, телеком операторы, отныне начинают технические мероприятия по ограничению предоставления услуг доступа к указанным веб-сайтов согласно технических возможностей», — говорится в тексте заявления.
Ситуацию прокомментировали в Службе безопасности Украины: «Запрет деятельности соцсетей касается только работы их представительств в нашей стране, а также финансовой деятельности. Фактически же заблокировать работу самого ресурса в Украине данный момент невозможно по нескольким причинам. Во-первых, для этого нет соответствующих законов. Во-вторых, провайдеры, насколько мне известно, банально не обладают техническими возможностями для этого. Речь идет о миллионах гривен, написании соответствующего ПО и блокировании всех обходных путей для попадания на страницы запрещенных сервисов».
Однако украинские спецслужбы остаются при своем прежнем мнении — украинцы не должны пользоваться российскими социальными сетями, так как ФСБ имеет все инструменты для сбора информации, которая может оказаться опасной как для украинских граждан, так и государства в целом.
В течение 17 мая у пользователей не возникало проблем при входе в российские соцсети и использовании сервисов. А вот уже 18 мая новостная лента Яндекса несколько раз давала сбой, кроме того, через мобильный интернет, предоставляемый украинскими операторами, зайти в российские соцсети нельзя.
Между тем, сепаратистские ресурсы времени даром не тратят. На подконтрольных боевикам «ЛНР» сайтах с 17 мая появляются сообщения о новых услугах, которые предлагаются жителям ОРЛО (отдельные районы Луганской области, — ред.).
Так, «оператор мобильной связи» «Лугаком», действующий на временно неподконтрольной украинскому правительству территории Луганской области, «добавил возможность доступа к приложению WhatsApp». Кроме того, абонентам «Лугакома» также предложили возможность регистрации на российском сервере Яндекс.
Пользователям российской социальной сети ВКонтакте с 16 мая приходят сообщения от администрации ресурса с предложением обойти запрет на российские соцсети.
«Делаем то же, что и Северная Корея»
Решение главы государства вызвало недовольство у ряда активистов, правозащитников, а также рядовых граждан Украины. Так, в Сети 16 мая опубликована петиция с требованием отменить блокирование ВКонтакте в Украине. Автором петиции является Анатолий Ткаченко.
Кроме того, юрист из Чугуева Роман Лихачов оспорил в суде указ Президента, вводящий санкции против российских компаний и социальных сетей. По мнению юриста, Украина уподобляется Северной Корее, ограничивая права собственных граждан на свободу выбора контента.
Лихачов написал на своей странице в соцсети Фейсбук: «Я не буду мириться с таким беззаконным и безнаказанным нарушением прав граждан, господин Президент. И дело не в „ВК“ и не „Одноклассниках“, дело в способе ограничить свободу. Что завтра? Запретить думать? Запретить дышать?»
«Мы же страна, которая движется в Европу, а делаем то, что делает Северная Корея. Я просто не могу понять, где и когда я делегировал государству право определять, что и где мне смотреть, писать и читать», — добавил юрист.
Имеют место и разрозненные акции протеста против блокирования — так, во Львове на ул. Владимира Великого забросали мешками с мусором вход в магазин «Roshen». У здания оставили плакаты с надписями: «Верни ВК» и «Убери мусор».
За и против: реакция соцсетей
Настоящий шквал эмоций относительно блокирования российских ресурсов бушует в социальных сетях. Если какие-то общегосударственные, региональные или мировые новости порой приходят и уходят, так и не создав ощутимого информационного всплеска, то на сей раз равнодушных к теме не оказалось.
Мнения разделились на полярные. Сторонники блокирования приводят разные аргументы, сводящиеся в итоге к тезису о государственной безопасности Украины, протестуя против того, что блокирование является нарушением свободы слова или иных прав. Украинские эксперты, журналисты, политологи пишут следующее:
Отмечается, что полное блокирование «санкционных» ресурсов — трудоемкий, длительный и довольно затратный процесс. Так, для полного блокирования российских ресурсов в Украине необходимы около двух лет и миллиард долларов, об этом заявил председатель правления интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Противники решения Президента Украины настаивают на том, что блокирование ряда российских ресурсов (например, аполитичных, таких, как Кинопоиск) является нарушением прав гражданина, права на свободу выбора, конституционных прав. Некоторые пользователи полагают, что блокирование на теперешнем этапе не остановится, а якобы распространится в будущем и на другие, уже местные сайты, «критикующие режим».
Кроме того, пользователи социальных сетей, в первую очередь — российских, щедро делятся друг с другом «рецептами» обхода блокирования ресурсов, попавших под санкции.
В понедельник, 22 мая, ряд провайдеров в ряде украинских регионов впервые полностью прекратили доступ клиентов к российским ресурсам. Так, «молчит» лента новостей ресурса «Яндекс.Украина», невозможен доступ к соцсети «ВКонтакте», ряд российских сайтов недоступны.
Отметим, что, пока длится шумиха вокруг блокировки социальных сетей, сепаратистские ресурсы, действующие на временно неподконтрольных украинскому правительству территориях Донецкой и Луганской областей, а также оккупированного Россией Крыма, продолжают работать. Работают как пророссийские интернет-издания, подконтрольные боевикам «Л/Д-НР», так и сайты «ведомств» боевиков.
В то же время, в заблокированных социальных сетях множество украинских патриотических пабликов. По сути, их администраторы выполняют функцию «Минстеця» (Министерство информационной политики, — ред.) — занимаются разъяснениями относительно происходящего на неподконтрольных территориях, указывают на ложь сепаратистских интернет-изданий, публикуют правду об обстрелах со стороны незаконных вооруженных формирований.
Большинство таких сообществ закрытые. Пользователи делятся информацией, публикуют фотографии и видео. Сейчас, когда блокировка вступила в силу, под угрозу поставлены тысячи постов, миллионы фото, бесчисленное множество подробностей о ходе АТО — на протяжении вот уже более чем трех лет пользователи вели летопись происходящего.
«Вполне естественно, что мы хотим это сохранить. Будем пользоваться росс. соцсетями и дальше — ради тех, кто здесь (в Донецке, Луганске и Крыму, — ред.) сидит без глотка правды. Будем работать, что бы там наша власть ни думала. Это важнее запретов и блокировок», — сообщил администратор одного из луганских пабликов.
«Бессмысленное блокирование»: взгляд жителей ОРДЛО
Многие жители ОРДЛО обескуражены решением о блокировании. Корреспондент Informator.media пообщался с жителями временно неподконтрольных украинскому правительству территорий, которые прокомментировали решение Президента.
Комментарии приводятся с сохранением стилистики и орфографии авторов:
«Я живу в Луганске. Меня интересуют украинские новости не только из официальных источников, а то, что пишут люди в социальных сетях, как реагируют на события. А уж местные «новости» вообще нельзя читать в первоисточнике, иначе крыша поедет… Нам же тут эти (местные «власти», — ред.) знаете, какие «новости» рассказывают? Я привык заходить во ВКонтаке и в Одноклассники, чтобы понимать реакцию людей, в чем-то разобраться. Не все видишь своими глазами, сейчас такое время, что лучше дома посидеть, иногда только через соцсети и общаемся».
«У меня здесь за долгие годы, во ВК, например, — практически все знакомые дончане. Я, конечно, блокировки обхожу, но у меня вопрос к нашей украинской власти: зачем три года было давать нам привыкнуть общаться, заводить знакомства, чтобы сейчас принять такое глупое решение? А о нас (жителях ОРДЛО, — ред.) они подумали, когда решали? Или все равно?».
Кроме того, есть и другие аспекты, кроме желания/нежелания украинцев пользоваться российскими социальными сетями. На захваченным боевиками «Л/Д-НР» территориях Донбасса живут украинские патриоты, которые по ряду причин не смогли покинуть неподконтрольную зону. Но, несмотря на постоянную опасность, око «МГБ» и «комендантский час», эти люди находят возможность помогать украинской армии: передавать средства волонтерам, или же делиться информацией о боевиках.
Один из таких активистов сообщил, что с многими единомышленниками он знаком только по никам, под которыми они зарегистрированы в социальных сетях: «Мы можем жить на соседних улицах, но не догадываться об этом. Теперь, когда я не могу войти в соцсеть, которая мне нужна, я поневоле буду искать способ туда зайти, потому что мне с людьми связаться нужно. Лучше бы «позаблокировали» половину наших депутатов в Раде, было бы больше пользы».
О ситуации высказались также украинские журналисты, продолжающие сотрудничать со своими коллегами, находясь в ОРДЛО: «Информацию о реальном положении дел в оккупированной зоне, будь то Донбасс или Крым, следует искать на 95% в социальных сетях: люди пишут достаточно, чтобы сделать выводы по различным вопросам. И пока медиаэксперты обсуждают плюсы и минусы блокирования, я как корреспондент последствия шага уже ощутила, и, естественно, нашла выход из ситуации. Правда о ситуации в ОРДЛО для меня как-то важнее, чем какой-то там запрет».
Однако не все негативно отнеслись к блокированию. Так, житель оккупированного Севастополя сообщил: «Обрывать мосты, так обрывать. Ничего с приставкой «ру» в Украине быть не должно. Я понимаю, почему люди возмущаются, но вся вот эта ситуация мне кажется нагнетанием. Пользуюсь Фейсбуком и Твиттером, мне хватает. Надо привыкать отказываться от российского, ФСБ нам и так хватает… Я считаю, правильно заблокировали. Только одно смущает — надо было давно уже это сделать».
«Ограничение права на свободу выражения мнения»
На вопросы о том, нарушает ли блокирование российских ресурсов права и свободы граждан Украины, а также о возможной ответственности за посещение санкционных сайтов в обход блокирования, ответила координатор правового направления Благотворительного фонда «Восток-SOS» Алена Лунева.
«В самом общем смысле, запрет доступа к определенным электронным сервисам и ресурсам является ограничением права на свободу выражения мнения. Это право включает в себя как право распространять информацию и идеи, так и право их получать. Свобода выражения мнения не является абсолютной и может быть ограничено государством, но только в случаях, указанных в статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Одним из таких случаев являются интересы национальной безопасности, но при этом такие санкции должны быть предусмотрены законом и быть необходимыми в демократическом обществе», — сообщила Алена.
Она подчеркнула, что «в Конституции Украины тоже содержится норма, гарантирующая право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений».
Также координатор правового направления «Восток-SOS» уточнила, что «введенные Указом Президента 133/2017 ограничительные меры не предусмотрены нормами действующего законодательства Украины».
«Даже если речь идет о нарушении авторских прав и о выявлении пиратского контента, существуют меры ограничения доступа к такому контенту, но не ко всему ресурсу», — отметила Алена Лунева.
На вопрос о том, возможно ли применение каких-либо санкций к тем пользователям, которые, несмотря на блокирование российских сайтов, все-таки изыскивают способы на них заходить, Лунева ответила, что, «согласно ст. 10 ЗУ “О Совете национальной безопасности и обороны”, решения СНБО, введенные в действие указами Президента Украины, являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти».
«Так что его предписания, в частности, запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети Интернет к ресурсам и сервисам «Mail.ru» (www.mail.ru) ресурсам «Вконтакте» (www.vk.com) и «Одноклассники» (www.ok.ru), могут не исполняться частными компаниями. Хотя Нацкомиссия, осуществляющая нацрегулирование в сфере связи и информатизации уже пригрозила провайдерам штрафами за невыполнение указа Президента, хотя, на мой взгляд, это спорный вопрос. И уверена, он может и должен быть разрешен в суде. Как и в принципе вопрос о том, насколько законны ограничения свободы выражения мнения, устанавливаемые указом Президента, а не Законом, как того требует Конституция», — сообщила координатор правового направления «Восток-SOS».
«В любом случае, никаких санций относительно рядовых пользователей “запрещенных” ресурсов и сервисом быть не может«, — резюмировала Алена Лунева.
Марина Курапцева, для Informator.media