Вчера, 28 мая, прифронтовая Красногоровка (Донецкая область) попала под обстрел со стороны боевиков. В числе разрушенных вследствие вражеской атаки зданий оказалась и местная школа, где сегодня, 29 мая, дети должны были сдавать экзамены. С редакцией Informator.media связались волонтеры и активисты, обеспокоенные тем, что школьникам придется пройти необходимые тесты в стрессовом состоянии.
Внимание к сложившейся ситуации привлек глава ОО «Культурно-освітня
фундація «Лібері Лібераті» Максим Потапчук, уже не впервые реализующий волонтерские инициативы в прифронтовых населенных пунктах Донбасса. На своей странице в социальной сети Фейсбук он написал о том, что со вчерашнего дня получает сообщения от детей из Красногоровки, напуганных беспрецедентным обстрелом и разрушениями, которые он причинил мирному городу.
В беседе с корреспондентом Informator.media Максим Потапчук отметил, что, судя по настроениям детей, они не готовы к сдаче экзаменов. Между тем, по словам волонтера, с ним связывались ряд журналистов, которые просили его «не поднимать информационную волну» вокруг ситуации в Красногоровке.
Однако активист заявил: «Мы считаем, что в условиях обстрелов со стороны Донецка дети напуганы, дезориентированы и нуждаются в психологической реабилитации. Готовы к сотрудничеству в этом важном вопросе. Также обращаемся к благотворителям и волонтерам с просьбой помочь скоординировать процесс реабилитации и отдыха детей в течение всего лета. Детям опасно находиться в Красногоровке (в городе 430 школьников)».
Корреспондент Informator.media связался с заместителем главы Донецкой ОВГА Игорем Стокозом. По словам заместителя председателя администрации, он не может в настоящее время прокомментировать ситуацию, в которой оказались красногоровские дети, так как не получал подобных обращений ни от активистов, ни от родителей школьников.
По словам главы Департамента образования и науки Донецкой ОГА Надежды Оксенчук, сегодня школьники Красногоровки уже сдавали ВНО в центре, расположенном в городе Курахово Донецкой области.
«Мы переживали о том, чтобы обстрелов не было по дороге в Курахово, но все прошло спокойно. Что касается состояния стресса, в котором находятся дети, то я могу сказать, что в нем пребывают постоянно жители таких населенных пунктов, как Авдеевка, Красногоровка, Марьинка, Широкино… Таких «показательных» обстрелов, как вчера, в Красногоровке не было. Я думаю, что на той стороне понимают, куда они бьют, — целенаправленно по школе и больнице», — говорит Надежда Оксенчук.
По ее словам, Департамент сотрудничает с психологами, «работа в этом направлении проводится постоянно». Кроме того, Надежда Оксенчук добавила, что решение о выводе детей из зоны риска принимают их родители. Она отметила, что в настоящее время есть предложения от ряда городов и Донецкой области, и Украины в целом (Киев, Ивано-Франковск) относительно реабилитации и отдыха для детей Красногоровки. В частности, эти предложения касаются детских лагерей отдыха, санаториев и т.д. В настоящее время об эвакуации детей из Красногоровки речь не идет.
Директор школы №5 Красногоровки Наталья Кибалко в комментарии корреспонденту Informator.media подчеркнула, что сегодня, 29 мая, все дети «пришли в школу на консультации».
«Школа работает согласно штатному расписанию. Все дети сегодня пришли на консультации. Экзамены сегодня сдавал 9 класс, завтра одиннадцатиклассники придут сдавать экзамен по украинскому языку», — сообщила директор учебного заведения.
По словам Натальи Кибалко, просьб от родителей или самих детей об отсрочке сдачи экзаменов или ВНО не поступало, так же, как и сообщений о предполагаемом выезде детей из зоны риска.
«Наши дети — герои, вы так и напишите. Мы, взрослые, стараемся помочь им, насколько это в наших силах. Но, во-первых, дети немного легче переживают это все, чем взрослые. Во-вторых, сегодня они пришли в полном составе, и какого-либо стресса, каких-то неадекватных состояний я у детей не вижу. Нам поступали предложения от волонтеров, общественников о выезде из Красногоровки. Как ни страшно это говорить, мы в такой ситуации мы живем три года, и у людей выработался некий иммунитет… Поэтому наш ответ — мы остаемся вместе», — сообщила директор школы.
Ситуацию прокомментировала на своей странице в социальной сети Фейсбук председатель правления «Восток-SOS» Александра Дворецкая.
«В Красногоровке, которую несколько раз обстреляли этой ночью, учится 430 детей, сегодня у них ДПА у 9 класса и ЗНО у 11-го. Сказать, что дети не в том состоянии, чтоб сдавать экзамены — ничего не сказать. Я знаю как могут проводить быстро законы в Верховной Раде Украины, когда это нужно в интересах пары-тройки человек, но я не вижу никаких разъяснений для этих деток от Міністерство освіти і науки України и Лілія Гриневич, нет слов и от Alexander Spivakovsky. И от этого мне очень и очень грустно. Спасать и говорить с детьми и их родителями из Красногоровки — это не то же самое, что спасать и брать на поруки однопартийцев-кооррупционеров. За три года конфликта мы так и не научились хоть как-то гибко, оперативно и широко информационно реагировать на ситуацию. Мы так любим говорить про тех, кто виноват в конфликте, кто звал Путина, но забываем о тех, кто ежедневно своим безразличием на государственных должностях делает ненависть — реальностью», — говорится в сообщении.
Свою оценку дал кризисный психолог, представитель Благотворительного фонда «Восток-SOS» Алексей Бердник.
«В обычной, скажем так, штатной ситуации, дети могут испытывать предэкзаменационную тревогу. Они думают о том, как сдадут тесты, каким будет их результат многолетнего обучения в школе. В ситуации, в которой оказались дети Красногоровки, эта тревожность наложилась на уже сформированное за три года военных действий стрессовое состояние, которое резко обострилось из-за недавнего военного обстрела. Дети, видя руины одной школы, не могут воспринимать как безопасное место другую школу, находящуюся в каких-то сотнях метров от сгоревшей. Есть зоны мозга, которые производят автоматическую работу, и в данном случае результатом такой работы станет переживание страха у детей, чувства опасности – это вполне рациональная реакция организма в сложившихся условиях», — говорит психолог.
По его словам, в настоящее время дети не могут адекватно проявить свои знания и сдать необходимые тесты.
«Сейчас у детей вследствие пережитого ухудшается память, снижается активность процесса обработки информации, то есть, ухудшаются когнитивные функции. Для того, чтобы школьники смогли принять участие в экзаменах и ВНО, они вначале должны пройти реабилитационный период в безопасном, не связанном с военными действиями месте — на протяжении месяца. В этот период с детьми должны работать специалисты, которые выведут детей из состояния стресса. И вот тогда они могут сдавать экзамены», — резюмировал Алексей Бердник.
Отметим, что общественники подготовили обращение к главе Донецкой областной военно-гражданской администрации Павлу Жебривскому, подписанное участниками общественных организаций, благотворительных фондов, журналистами и активистами. В распоряжение Informator.media поступил полный текст документа.