Объективно говоря, недавний «парад оправданий» участников и организаторов «сепаратистского шабаша» 2014 года в Луганской области является со всех точек зрения весьма любопытным явлением. Наблюдать со стороны такое действо интересно и увлекательно. Единственное, что смущает в этой ситуации, это то обстоятельство, что трудно быть просто наблюдателем при условии, что ты не можешь быть объективным, и помнишь о том, что в 14-м году мы уже однажды «донаблюдались» и потеряли свой город…
С виною невиновные
Напомню, что вначале Кременской районный суд оправдал некоего Баранова С.А., который был «министром угольной промышленности ЛНР», затем был оправдан бывший мэр города Лисичанска Борисов, обвинявшийся в том, что организовывал пресловутый «референдум» и так далее и тому подобное. Оба этих джентльмена (кстати, теперь совершенно чистых перед украинским законодательством и перед государством Украина!), как и некоторые другие их «соратники»… Впрочем, после снятия всех обвинений, говорить о каком-то соратничестве совершенно неуместно, отметим это. Так вот, все эти персонажи, как, например, «командир Армии Юго-Востока» А.Рельке и некоторые другие, побывавшие в руках украинских следственных и карательных органов, а затем в результате следственных действий освобождённые, или освобождённые уже после того, как побывали на скамье подсудимых, обнаружили одновременно любопытную и опасную тенденцию.
Тенденция заключается в том, что нет никаких определений со стороны украинской юстиции тому, что происходило в Луганске и области весной-летом 14-го года, а кое-где и происходит до сих пор. То есть – действия какие-то были, например, захваты административных зданий… Да, мы выдели это и помним. Ещё были люди в камуфляжной одежде с оружием, «разгрузками», флагами РФ, «колорадскими» ленточками, без знаков воинского различия. Были также «беспорядки» с явными признаками военных действий, как то: обстрел погранзаставы в районе квартала Мирный, авиаудар (или «взорвавшийся кондиционер» в здании облгосадминистрации)… Были «референдумы», связанные с актами провозглашения «государственных образований» из трёх букв каждое. Одним словом, действий великое множество, некоторым на всю жизнь хватило бы. А в результате упомянутых судебных решений, так, вроде, ничего и не было…
«Министр» и мэр оправданы, а «командарм» вообще до суда не дошёл и живёт в Евросоюзе, против влияния которого когда-то боролся, и даже своим «армейцам» материально помогает… Можно в этой ситуации стандартно начать «поливать» нашу власть. В данном случае – судебную, в частности – обвинительную сторону, мол, не смогли собрать доказательную базу, не сумели квалифицированно обвинить «государственных преступников»… и прочая, и прочая. Однако искать виноватого среди судейских и прочих представителей силовиков сейчас совершенно неинтересно. Объясню почему: этот случай не единичный, это уже, извините за повторение, тенденция. И, причём – тревожная! Люди, обвиненные в весьма серьезных правонарушениях, прошли суд, своеобразное чистилище, и вышли совершенно незапятнанными. Просто, кристально честные граждане Украины. Звучит несколько издевательски, но это факт. «ЛНР» до сих пор существует, все «должностные лица» в ней на все лады нашими СМИ, военным и политическим руководством костерятся и называются террористами, но при этом «министр ЛНР» ни в чём не виноват.
Неуязвимые «кукловоды»
Все следившие за тогдашними событиями помнят, что все эти «члены правительств», «главы государств», «народные губернаторы» и «командующие армиями» вынырнули из ниоткуда. В буквальном смысле этого слова. Фамилию Болотов, например, в Луганске слышали до этих событий единицы. И все остальные фамилии «государственных деятелей». Создавалось ощущение, что всё это чисто технические персонажи, которых кукловоды выставляют на всеобщее созерцание, сами оставаясь в тени. Да, вполне возможно, что нам показывали классических зиц-председателей, а зиц-председатели для того и придуманы, чтобы было кого посадить. Но здесь они оправданы. И в качестве кого эти персонажи – с начисто отбеленной биографией – будут пребывать в Украине? В качестве официальной агентуры, дожидаясь «русского лета», или «осени», или снова «весны»?
Понятно, что главные организаторы и вдохновители всего этого действа находятся достаточно далеко, как минимум – в Москве. Однако создался массовый прецедент: может кто угодно способствовать любым авантюрам, в зародыше подрывающим сам факт существования суверенной Украины, и ничего за это не будет. Говорить о «революционных трибуналах», где достаточно одного обвинения в контрреволюции для осуждения и обвинительного приговора, в 21-м веке, как минимум, неуместно. Тем более, что мы на каждом углу трубим о создании правового государства, где должны соблюдаться законы, но мы-то видим, что даже на низовом уровне наши суды и обвинительные механизмы выглядят убого и смехотворно. Создаётся полное ощущение, что «ЛНР» пора уже писать без кавычек, ничего страшного в организации таких образований нет и быть не может. А что будет, если в сети украинских правоохранителей попадётся рыба покрупнее, реальные представители «заказчика»? Тоже нужно ожидать оправдательного приговора? Тоскливо! Мы не требуем ничьей крови или головы на блюде, мы требуем юридической оценки событий. События-то были! Почему тогда получается, что ничего не было…
Снова «зрада»?
Всё говорит о том, что мы недооценили своего врага. К этой войне наша страна пришла без армии, с пустыми карманами и с абсолютно безосновательной уверенностью в том, что нам ничего не угрожает. Нечто во всех отношениях аналогичное происходит сейчас. Как разграбленная и распроданная армия была совершенно не готова к войне, так и украинское законодательство остаётся принципиально не готовым ни к каким вызовам, рисуя нам своими судебными решениями мутно-серую неопределённость вместо ясной картинки, которую мы наблюдали своими глазами. Из-за чего так получается? Хочется ответить: «пусть скажут профессионалы…», – но профессионалы ничего внятного не говорят.
К чему это может привести? В Украине принято начинать ответ на такой вопрос со слов «трудно сказать», поэтому я принципиально этим оборотом не пользуюсь. И поэтому считаю, что привести это может к диктатуре. Очень хотелось бы, чтобы это была диктатура закона, но законы, которые есть, порой хуже беззакония. Однако, учитывая тот факт, что противостояние со «старшим братом» и его бесноватым ФСБ-шным фюрером (или какие у них там будут после него) у нас на поколения, то времени на исправления и совершенствования у нас просто немерено.
Георгий Сущенко для Informator.media