Общественность отреагировала на программу, которая «осуществляется в рамках реализации стратегии информационной реинтеграции Донбасса Министерства информационной политики Украины», обвинив авторов стратегии в пророссийской пропаганде. Об этом в своей статье для ZN.UA сообщила журналистка Инна Юрьева.
По мнению журналистки, борды, установленные в городах Донбасса, несут скрытую пропаганду «ценностей» так называемого «русского мира».
Программу Инна Юрьева прокомментировала так:
«Речь идет о серии социальной рекламы, которая в комплексе должна, вероятно, сгенерировать эффект отторжения антиукраинских артефактов у «неопределившейся» части населения прифронтовой Донетчины. И, наверняка (раз уж «реинтеграция»), — у жителей оккупированных территорий, которые наведываются на освобожденные, скажем так, в гости.
Другими словами, «Фабрика мысли «Донбасс» — а именно так называется творческая команда авторов, работающая под девизом «Мы создаем смыслы!» — хочет продать диким туземцам желто-голубые бусики. Это если очень грубо. Но грубое в данном случае позволяет нам выпорхнуть из эмпирических облаков «нравится-не нравится» и приземлиться на жесткой плоскости практического маркетинга.
И что же мы видим, потирая ушибленный зад?
Первым делом мы видим черно-сине-красные бусики. Мы не можем их не видеть, потому что они располагаются справа — там, где, по законам рекламы, всегда находятся товары-премиум. Так уж устроено зрение человека, что сначала он зачем-то смотрит в правый верхний угол, и этим давно и беззастенчиво пользуются все рекламщики мира.
Бусики справа не какие-нибудь бело-сине-красные или серо-буро-малиновые — они в цветах именно того недоразумения, которому Украина четвертый год отказывает в политической, информационной и прочей субъектности, добиваясь того же от всего мира. Здесь же между Украиной и вот-этим-вот стоит, по сути, знак равенства, открывающий целое окно возможностей, главная из которых — выбор.
«Выбери меня» — кричат «правые» бусики на русском языке. Это мы видим во вторую очередь. Согласно Закону о рекламе, вся реклама в Украине, включая социальную, должна продвигаться на государственном языке. Даже в довоенном Донецке, где русскому языку «выбороли» статус регионального, русскоязычная реклама все равно меленько дублировалась под звездочкой на украинском. Сегодня на прифронтовых территориях закон сознательно игнорирует только «Оппозиционный блок», для которого дешевое заигрывание с аудиторией — технологическая норма».
Журналистка пишет также, что, «наверное, «фабриканты» тоже посчитали, что раз у т.н. «ДНР» хорошо получается пичкать местное население нарративами об угрозах русскому языку, то симметричным ответом с украинской стороны должна стать демонстративная «русскость»».
«И что в контрпропагандистских целях поступиться законом можно и нужно. Втереться, так сказать, в доверие к дремучей целевой аудитории. В результате этой военной хитрости из сюжетов выпал главный украинский маркер, оставив голую дихотомию с трудноуловимыми «подсказками». И недоуменный вопрос — а кто, собственно, в доме хозяин? От чьего имени предлагается выбор, если все приоритетные позиции на плоскости занимает не Украина, и подается реклама вне украинского правового поля?» — спрашивает журналистка.
«Приведет ли очередной печальный опыт к изменениям в министерской политике? Заставит ли отказаться от эксклюзивно-космических услуг столичных «советников» и объявить открытые конкурсы, в которых могли бы участвовать все желающие, в том числе и непосредственно из Донбасса?» — говорится в сообщении.