Согласно последнему отчету Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (опубликован вечером 28 июля), в Донецкой и Луганской областях замечены автоколонны из грузовиков с надписями «Гуманитарная помощь от Российской Федерации» на бортах.
Наблюдатели видели автоколонну из 8–10 грузовиков, следовавшую на запад ориентировочно в 7 км к востоку от центра Донецка. Невооруженный охранник (в возрасте примерно 40 лет) на территории складского комплекса, расположенного на ул. Баумана, 1, в Донецке, сообщил, что на 10 грузовиках была доставлена гуманитарная помощь.
Невооруженный охранник (в возрасте приблизительно 40 лет) на территории другого складского комплекса, расположенного на ул. Пролетарской, 5б, в Донецке, также сообщил, что на грузовиках была доставлена гуманитарная помощь.
Некоторое время спустя неподалеку подконтрольного пророссийской группировке «ДНР» г. Иловайск (30 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели видели следовавшую на север автоколонну, состоявшую из 37 белых грузовиков, при этом на 14 из этих грузовиков были черные военные номерные знаки Российской Федерации, а на остальных — белые гражданские номерные знаки Российской Федерации.
Вблизи подконтрольного пророссийской группировке «ЛНР» с. Придорожное (28 км к юго-востоку от Луганска) команда СММ видела автоколонну из 15 белых тентованных грузовиков (все с белыми номерными знаками Российской Федерации), следовавшую на юго-восток в направлении подконтрольного боевикам «ЛНР» Изварино.
Пресс-служба Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) уверяет, что украинская межведомственная группа только визуально осмотрела грузовики 67-го «гуманитарного конвоя» из России. Проконтролировать, что внутри, пограничники не смогли.
Украинские пограничники заявили, что перемещение грузов снова происходило с грубым нарушением норм международного и украинского законодательства.
«Предоставлять им какой-то юридический статус, легитимизировать путем осуществления проверок – неправильно. Поэтому представители нашей межведомственной группы осуществляют только визуальное наблюдение, для того, чтобы хотя бы визуально просматривать, нет ли там тяжелого оружия или ящиков с боеприпасами», – рассказал пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян.
Он отметил, что ни пограничники, ни представители Государственной фискальной службы не заходят в грузовики и не касаются груза.
«Если мы будем заходить, смотреть, то это уже будет как элемент контроля, юридического процесса. Тогда Россия будет заявлять, что мы приняли участие в оформлении этих грузов, а это неправильно. Нельзя участвовать в оформлении этих грузов», – сообщил пресс-секретарь Госпогранслужбы.
Слободян также рассказал, что во время доставки первых «гумконвоев» из России на неподконтрольные территории пограничники замечали элементы, указывающие на то, что, возможно, это комплектующие к оружию. Также среди груза были военные каски, запчасти к тяжелой бронированной технике.
«На протяжении последнего года эти грузовики едут или полупустые, или даже больше чем полупустые», – отметил представитель Госпогранслужбы.