Более тридцати домов и десятки хозяйственных построек полностью сгорели в прифронтовом селе Малиново, что близ Станицы Луганской. Масштаб был настолько серьезным, что после нескольких часов борьбы с огнем пожарные сообщили жителям, что спасти село не получится, поэтому нужно готовиться к эвакуации. Что происходило 21-22 августа в Малиновом и чем живет населенный пункт сейчас — читайте в репортаже Informator.media.
«Информации нет»
21 августа, когда огонь уже подступал к Малиновому, местный житель Юрий позвонил в сельскую военно-гражданскую администрацию, которую сам он по привычке называет сельсоветом. Спросил, какая ситуация, и не нужна ли будет эвакуацию.
«У нас информации нет. Пока никаких распоряжений не поступало», — ответили там.
Если бы лесничество в день пожара не пропахало две борозды, то село вряд ли удалось бы спасти.
Но даже после экстренной вспашки огонь не отступал двое суток и сжег все дома, которые было некому защищать.
79-летняя погорелеца
Защитить свои дома смогли все жители Малиново, кроме 79-летней Раисы Александровны.
«В этом домике она прожила всю жизнь, хотела здесь и умереть, — рассказывает об односельчанке Лиля Цыбина, переселенка из Луганска. — У нее был второй домик, и она всегда пускала туда людей, если кто-то просился пожить».
Сгорели оба дома и сарай.
«Мы только бабушку успели вытащить, — вздыхает Лиля. — Она стояла и говорила: „Ну что, у меня теперь ничего нет». Но говорила она это без сожаления, не понимая, что у нее на самом деле ничего не осталось».
Дети за Раечкой — так ее называют односельчане — не приехали. Дескать, им появляться на подконтрольной Украине территории опасно.
«Пожар был такой, что невозможно помочь соседу — только куда-то отходишь, огонь идет к тебе», — вспоминает Юра.
К ее дому пожарные доехали уже за полночь, когда от строения уже мало что осталось. Через 15 минут у пожарных закончился запас воды. Дотушивать дом они вернулись только через полтора часа.
В штатном режиме
«Винить некого», — разводит руками уставший Юра.
Его мнение разделяют и другие селяне. Но в отличие него они возмущаются плохой работой профильных служб.
«Сегодня [на третий день после начала пожара] электрики приехали после 12 часов, еханый бабай! — ругается Володя, выметающий свой двор от налетевшего туда пепла. — Ну можно же было вчера приготовить эти новые опоры, с утра приехать, и «пройти» всю деревню. Нет, приехали почти к часу уже. А завтра праздник, послезавтра отдыхаем, потом — выходные…»
«Оказывается, у них только планерка в 10 часов начинается», — добавляет Лиля.
Достается и газовщикам, курящим возле газовой трубы, и спасателям, вместе с военно-гражданской администрацией, которые на второй день пожара обеспечили сельчан едой, а потом приехали еще раз — вечером. На этот раз привезли 20 буханок хлеба, 8 банок тушенки, пшено и картошку, сказав, что завтра не приедут, а люди могут сварить себе еду и сами — на костре.
Более того, местные жители рассказывают, что первые машины приехали на несколько часов позже, чем нужно было, и без пожарных рукавов.
Но оргвопросы оргвопросами, а самоотверженность пожарных тоже не осталась незамеченной.
«Мы в пять утра встали, думаем, пройдемся по деревне, — продолжает Оля. — Смотрим, а пожарные на земле лежат, спят. Они просто падали от усталости».
Всего пожар тушила 21 пожарная машина.
Стояли и отстояли
«С трех дня до трех ночи стеной стояли и отстояли свой дом. И соседский сруб. Если бы он загорелся, то нам конец пришел бы», — говорит Юра, показывая, что возле их двора до сих пор тлеют торфяники.
«Хорошо, что у нас это озерцо было, — добавляет Оля, его жена. — Мы оттуда, наверное, две тонны воды выбрали».
Пока супруги воевали с огнем, ответственным за документы они назначили 86-летнего дедушку-инвалида, который едва ходит. Он должен был уехать вместе с пожарными в Станицу, но в итоге просидел всё время пожара на пороге.
Свет будет сегодня, столбы позже
Рассказать о том, какая ситуация в Малиново сегодня, 25 августа, мы попросили Юрия Пенькова, руководителя военно-гражданской администрации сел Нижняя Ольховая, Верхняя Ольховая, Малиново, Плотина и Пшеничное.
«В селе всего одна улица — Пушкина. По одной стороне улицы свет появился еще вчера. К концу дня свет должен появиться на второй стороне улицы, — заверяет Пеньков. — В этот раз поменяют только поврежденные опоры — примерно 20 штук. Ситуация в «ЛЭО» очень сложная, поэтому пока так. Но со временем у нас в планах заменить все. Есть заброшенные фермы, где есть хорошие бетонные столбы. Мы выясняем, кто хозяева, созваниваемся».
На вопрос о причинах возгорания, глава ВГА называет пожар в Малиново «самым необъяснимым из всех пожаров». А их только за последние две недели на территории сельсовета было 16.
Видео БомжUA
Говоря о причинах пожара, Юрий Иванович отмечает: «В Малиновке думают, что к ним пожар пришел из Пшеничного и с Ольховских дач. Но, чтоб вы понимали, расстояние между Пшеничным и Малиновым — 5 км по прямой. И чтобы пожар пришел оттуда, нужно, чтобы эти пять километров леса сгорели или как минимум прогорели полоской. Но я поехал наперерез, и нигде не ехал по пожару. У меня есть версия: я думаю, что это «зажигалки» с той стороны. Потому что в первый день пожара, когда я в половине первого ночи ехал по лесу, я слышал хлопки и вспышки. Но утверждать я не могу».
На месте пожара побывали три следственно-оперативных группы, которые сейчас пытаются определить причину возгарания.
«Живописная деревенька была»
Полностью сгорели 32 дома, а также конюшня, где кроме лошадей и пони разводили определенные породы собак и коз.
«Такая живописная деревенька была, — с горечью говорит Лиля. —Несмотря на то, что всего одна улица, но везде были деревца, всё зелененько. А теперь страшно смотреть».
Некоторые дома выглядят точь-в-точь как те здания в Станице Луганской, куда попадали снаряды. Но местные заверяют: ни одно строение в Малиново не пострадало в результате обстрелов.
Постоянное население, по словам главы ВГА — 31 человек. В основном — пенсионеры и переселенцы.
Время от времени сюда, в свой «домик в деревне» возвращались и те, кто давно уехал. Теперь возвращаться им некуда.
Иван Бухтияров для Informator.media