Алчевск, являющийся на неподконтрольной Луганщине вторым по значению после «столицы республики», на минувших выходных отметил свой день рождения. Каким встретил свое 122-летие город металлургов Informator.media рассказала местная жительница Анна Р.
Завод: ни жив, ни мёртв
Я смотрела, запрокинув голову, на откровенно слабоватый салют, а в голове у меня почему-то играла песня про «праздник со слезами на глазах». Оказывается, эти слова не только про День победы.
В Алчевске в честь дня города провели массу мероприятий, концертов и прочего-прочего, однако поводов веселиться мало: сердце города по-прежнему не бьется. Родимый меткомбинат простаивает с зимы, когда активисты ввели ж/д блокаду, и поставлять сырье на АМК стало категорически невозможным.
Сотрудники завода о его будущем говорят разное. Кто-то клянется-божится, что с ноября (раньше говорили – с сентября), завод наконец запустится. Кто-то наоборот сулит скорую смерть этому металлургическому монстру и неминуемый распил на металлолом. На днях появилась информация, что прежний директор АМК возглавил метзавод им. Ильича в Мариуполе, а в Алчевск назначили нового директора – Алексея Смирнова, имя которого связывают с российскими собственниками. С одной стороны, некоторые надеются, что новый директор наконец возобновит производственную деятельность комбината, другие же пророчат заводу скорую смерть. Смогут ли российские собственники АМК превозмочь ж/д блокаду, организованную нардепом Семенченко и сотоварищи? Либо же попросту распилят один из лучших в Европе меткомбинатов на металл, а самые ценные узлы и агрегаты вывезут в РФ, дабы избавиться от очередного конкурента, тем более простаивающего. О «доброте» российских владельцев луганских предприятий у нас ходят легенды. За примерами далеко ходить не надо: стоит только вспомнить печальную судьбу Лисичанского содового, после того, как им завладели россияне. Теперь на наших прилавках полно соды крымской да башкортостанской, но уж никак не украинской.
Пока на АМК даже нет сокращений штата, люди ходят на работу, поддерживают территорию завода в порядке, метут, убирают. Им выплачивается так называемый оклад, без премий и прочих бонусов. Примечательно, что АМК, видимо благодаря российскому лобби, до сих пор находится под украинской юрисдикцией, и «национализация» «ЛНР» к нему так и не добралась. Люди получают зарплату в гривнах на карты, однако денег, как и уверенности в завтра, с каждым днем все меньше и меньше.
Магазины и работа: денег нет, супермаркеты закрываются
В Алчевске начали закрываться супермаркеты. Только за лето прекратили работать «Престиж» и «Атлас», под угрозой закрытия «государственный» супермаркет «Народный», также поговаривают о том, что недолго протянут «Астра», «Коммунарец» и один из «Абсолютов» (ТРЦ «Jazz»).
Причина ясна: у людей нет денег, покупательская способность стремительно падает. А если деньги ещё у кого и остались, то они припасены на «черный день», который, быть может, и не за горами. Ведь если на АМК начнутся массовые увольнения и завод окончательно закроют, то город опустеет в считанные месяцы. Большая часть алчевцев трудоустроена на меткомбинате и химзаводе, а остальные – в сфере торговли и обслуживания. Если первые останутся без работы и денег, вторые, соответственно, тоже. Целый город голодных безработных людей. Страшно? Более чем.
Пока работа в городе есть. Ну как есть… Кроме завода (куда сейчас набора нет) мужчины могут идти в «ополчение». И дело не всегда в политических взглядах, просто есть хочется, да и семьи кормить надо.
Местный центр занятости предлагает более 80 вакансий, в основном это работа для учителей, врачей и коммунальщиков. Попадаются и такие необычные вакансии, как варщик пива и сборщик вторсырья на свалке.
Зарплаты, которые предлагают в центре занятости, редко превышают 5000 рублей, а зачастую и того меньше – 3-4 тысячи. Все, кто мог уехать, уже уехал, остальные, наверное, уедут в ближайшие год два. Перспективы у города смутные.
День Рождения: блины, шары и балалайки
Зато развлечений и концертов в городе – пруд пруди. В честь дня города местная администрация устроила целый ряд мероприятий и презентаций. Жители города могли покататься на «говорящем» троллейбусе, бесплатно поесть блинов со сгущенкой в «рогатом». А также получили от властей дары для города в виде каких-то железных глобусов, внутри которых вместо обещанных цветов оказались камни и странный радужный шар.
Алчевск вскоре можно будет смело назвать «городом камней»: уж очень любят власть имущие засыпать газоны щебенкой и устанавливать различные каменные изваяние вместо того, чтобы разбить реальные клумбы. Зато включили фонтаны: такое событие в городе, где с водой проблемы, реально стало сюрпризом.
На главной площади прошел концерт в честь Дня города, на котором выступила никому доныне неизвестная певица из России Наталья Борискова. В Луганск хоть подзавявшую Катю Лель привезли, и то! А сюда свозят тех, о ком никто не знает. В парке, говорят, провели фестиваль балалаечников и баянистов. Рассказывают, что, несмотря на всю «русскомирную» идею мероприятия, на концерте даже прозвучало несколько украинских народных песен.
Алчевску уже 122. Хотя и эта дата вызывает споры: до начала войны на гербе города годом основания значился 1896 год, в котором впервые задули на метзаводе доменную печь, что и послужило стартом строительства рабочего поселка, а затем и города. С переходом города под контроль «ЛНР» власти изменили герб и «состарили» Алчевск на 1 год, обозначив на геральдике дату основания, как 1895 год. Зачем?
Пока я размышляла над этим и смотрела праздничный салют, у меня на глазах выступили слезы от ярких праздничных искринок, парящих в небе. Праздник со слезами на глазах… С днем рождения, любимый город. Мирного тебе неба. Пусть скорее кончится война.
Анна Р., для Informator.media