Член постоянной делегации Украины в ПАСЕ, представитель Украины в гуманитарной подгруппе на минских переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе, первый вице-спикер парламента Ирина Геращенко пояснила, зачем депутаты голосовали за закон об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО.
Как отмечает Геращенко на своей странице в соцсети Фейсбук, этот закон было проголосован еще в сентябре 2014-го. А изменения к нему – в марте 2015-го. И многие из тех, кто в этот раз блокировал трибуны, были тогда «за».
«То есть, тогда это была не измена, а сейчас измена? – удивляется Геращенко. — Что же случилось за эти годы, если ни одно из апокалиптических предсказаний не реализовалось? А ничего, кроме того, что Самопомощь вышла из коалиции и не жалеет сил и нервов не на борьбу за Украину, а на борьбу с властью. Ключевое: ни после сентября 2014, ни после марта 2015 этот проголосованный закон так и не вступил в силу. По Донбассу ходит не народная милиция, которой пугают избирателей радикалы, а русские и местные орки, вооруженные российским военторгом. Этот закон мертв и не может вступить в силу до исполнения со стороны РФ блока безопасности минских соглашений. И сейчас мы голосовали не закон, не его пролонгацию, а возможность применения, если в течение года изменится ситуация безопасности. Зато это голосование дало безоговорочный козырь нашим дипломатам требовать продолжения санкций против РФ».
По словам Геращенко, заложенные в законе «Об особенностях местных самоуправлений в ОРДЛО» нормы о народной милиции, «своих» судах дались тяжело.
«Документ, принимался в критические для Украины дни, был тяжелым и компромиссным. Непростым для Украины, — признала она. — Путин стремился заложить в этот закон возможность со стороны «республик» блокировать внешнюю политику Украины, определять наш внешний вектор, в том числе заблокировать наш путь в ЕС и НАТО. Учтите, что и в самых ЕС и НАТО есть силы, которые бы с радостью приветствовали подобные нормы. Мы все это отбили. Никакой отдельный регион Украины не может и не будет определять внешнюю политику всего государства, потому что это вопрос всех украинцев, а не отдельных желаний».
Что до закона об амнистии, то первый вице-спикер ВР отмечает: «Нам придется простить тех, кого втянули в информационную и пропагандистскую кампанию и кому заморочили голову… Это будет трудно, но такой путь прошли все послевоенные страны. Мы же простили немцев, поскольку не все из них были фашистами. Мы не можем в каждом жителе Донбасса видеть врага. Но все, причастные к убийствам и терроризму, к сбиванию Боинга и пыткам наших заложников, к изнасилованиям – будут сидеть. Эти преступления не попадают под амнистию и являются преступлениями против человечности, которые не имеют сроков давности».
Также Ирина Геращенко поделилась подробностями первых минских переговоров, накануне которых, по ее словам, «войска регулярной российской армии ворвались в Украину».