«Департамент шерифа» в Тошковке. Как активисты справляются с проблемами прифронтового поселка

Тошковка – один из многочисленных прифронтовых поселков Донбасса, где основное ремесло – добыча угля. C развертыванием боевых действий и общим упадком уровня промышленности в регионе, жить здесь стало ещё тяжелее. Тем не менее война повлияла на развитие местной общины активистов, которая научилась управляться с большинством проблем своими силами.

Основное предприятие – угледобывающая шахта «Тошковская» – продолжает работу со значительно сниженным уровнем добычи. Но все же этого хватает для потребности населения, а оставшаяся часть «черного золота» отправляется на обогатительную фабрику.

В местную громаду входят несколько поселков: Тошковка, Нижнее (включая Светличное) и Горское. В сельском совете работают 19 депутатов, большинство из которых, что примечательно, –женщины. Они же являются и активистками, участвуя во всех основных событиях, происходящих в поселке, будь то гуманитарная помощь или приезд волонтеров, уборка территории, решение трудностей с отоплением, проведение развлекательных или обучающих мероприятий и даже «разборки» с разбушевавшимися от алкоголя односельчанами без привлечения участкового или полиции.

IMG_8471-2

В разговоре, задавая вопрос о любом происшествии, мы практически каждый раз получаем бодрый ответ: «так это мы и сами разбираемся… тут мы на месте своими силами решаем». Именно поэтому, пришла в голову мысль – здесь словно департамент шерифа, действующий сам по себе, только не в далеких прериях американского Запада, а в холмистых степях востока Украины. Правда, самого шерифа в поселке, конечно, нет.

После переподчинения Тошковки от Первомайского Попаснянскому району, «цивилизация» стала отдалённее: теперь ради справки или печати доехать по убитым дорогам стало ещё тяжелее; участковый находится в Горском, откуда еще добраться нужно, там же расположена и амбулатория; скорая помощь, имея всего одну машину на ряд населенных пунктов, ездит из Карбонита (район города Золотое)… Автобус в Попасную ходит дважды в день по будням. А оттого проблемы решаются населением на месте. «Пока дождешься помощи, проще самим все организовать», – говорят активистки.

IMG_8360-2

Подтверждением их слов стала разгрузка только что привезенного угля для местного клуба – дамы, не дожидаясь мужской поддержки, берут работу на себя.

Валентина, скромно представляющаяся «просто волонтером», рассказывает, что 15 лет назад население поселка составляло пять тысяч человек, перед войной – около четырех тысяч, сейчас же тут проживают 2800 человек – многие выехали на поиски работы и подальше от боевых действий.

Наиболее яркий пример этих самых «действий» – обстрел территории школы боевиками «ЛНР» из установки «Град» осенью 2014 года. Одного снаряда хватило чтобы разнести здание спортзала, который до сих пор не восстановлен. По словам директора школы Владимира Черкаса, детей спасло необычное явление – в школу залетела птица и разбилась прямо внутри. Учителя сочли это за плохой знак и отпустили детей по домам. Через полчаса прилетели уже снаряды…

IMG_8484

Сейчас обстановка в посёлке спокойная. Последние разрушения в Тошковке были в 2015 году. Основная проблема вполне «мирная» – отсутствие газа, а соответственно – и газового отопления, в том числе для школы. Ранее снабжение шло со стороны Луганска, но 6 июня в ходе боестолкновений труба была перебита в районе Крымского, а чинить ее на линии фронта желающих нет. Выход из положения в областной администрации нашли – сейчас ведутся работы по переподключению поселков, входящих в сельсовет, к линии со стороны Мирной долины (или, проще говоря, – Лисичанска). Но проект еще находится в стадии оценки, хотя по обещаниям властей – к декабрю успеют завершить подключение. А пока – в помощь только старый добрый уголек и электроприборы для обогрева. Правда, последние – менее надёжны: из-за плохой проводки в домах и на подводе часто выбивает свет.

«У нас за время войны много людей умерло, – говорит Валентина. – В месяц умирает по 10-12 человек, в основном – старики. В поселке появляется много онкологических больных, что вызвано влиянием войны. Был случай: начался обстрел в 15-ом году… Хоть стреляли от Тошковки далеко, но мужчина скончался сразу, только услышав звуки. Он был «регрессником», шахтером… Отправили на вскрытие – врачи сказали, что сердце разорвалось мгновенно».

IMG_8479-2

Кроме шахты больше предприятий в округе нет. Был завод по пошиву мешков, но в связи с войной производство закрылось. Активисты рассказывают о способах заработка в таких условиях:

«Был хороший проект – «Продукты за работу», проводимый организацией ADRA. Жители выполняли работы по облагораживанию поселка, за что получали по 550 грн. Вот так и выживаем…»

Группа активистов, состоящая из девяти человек, восемь из которых – женщины, работающая в Тошковке-1 (один из двух районов поселка), была создана как инициатива «волонтерской комиссии работы в поселках». В августе 2017 года зарегистрировалась как филиал организации «Украинские рубежи». Сами активисты выживают, в основном, благодаря гуманитарной помощи, совмещая деятельность с другой работой, если таковая имеется.

«Если есть возможность взрослым помочь, мы всегда будем рады. Но и за детей не забывайте. За 2014 и 2015 годы они так нахлебались, трусились в бомбоубежище от разрывов снарядов… Им надо как-то жить, чтоб они знали, что они еще кому-то нужны, – говорит Валентина. – Мы вместе с девчонками это делаем для своего поселка, чтоб наш поселок был лучше всех!»

Милан Зайцев, волонтер БО «Восток СОС», для Informator.media