Закон о деоккупации Донбасса: Россия — агрессор, нет «АТО» и споры по полномочиям силовиков и военных

Законопроект о деоккупации Донбасса Верховная Рада приняла  в первом чтении более месяца назад и поручила подготовить окончательный текст документа Комитету ВР по вопросам национальной безопасности и обороны. 

Отмечается, что депутаты внесли в законопроект более 600 поправок.

Главной целью закона, по утверждению инициатора его принятия секретаря СНБО Турчинова, является признание на законодательном уровне России страной-агрессором и утверждение стратегии деоккупации отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В итоговом тексте документа установлена дата начала российской агрессии — 20 февраля 2014 года, а также   зафиксировано, что РФ оккупировала не только часть Донбасса, но и Крым, и  Севастополь. 

В статье 7 законопроекта  появился пункт о том, что согласно Женевской конвенции Россия как государство-агрессор обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и «создать необходимые условия для его жизнедеятельности».

 

Четвертый год длящуюся антитеррористическую операцию депутаты предлагают переименовать в  «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации». 

Руководителя «мероприятий» предлагают называть командующим.

Он будет назначаться президентом по представлению начальника Генерального штаба. В работу командующего не допускается вмешательство любых лиц, независимо от их должностей.

Порядок перемещения товаров через линию соприкосновения теперь будет находиться в компетенции правительства.

В настоящее время, как пишет «Громадське»,  все статьи документа согласованы в Комитете, кроме одной, в которой определяются специальные полномочия военных и правоохранителей на всей территории Донецкой и Луганской областей.

«В редакции доработанного документа предлагается норма, в частности, что силовики смогут применять оружие, задерживать лиц, препятствующих их работе, ограничивать движение транспортных средств, использовать в служебных целях жилища граждан и средства связи. Фактически это те же полномочия, которые силовики имеют сегодня в районе проведения АТО», — пишет «Громадське».

Однако, такая формулировка вызвала опасение, что  четко не определен район «проведения мероприятий по обеспечению национальной безопасности», поэтому они могут распространяться на всю территорию Донецкой и Луганской областей, т.е. эта  норма фактически вводит военное положение на всем Донбассе.

Поэтому статья 10 находится еще в доработке Комитета по нацбезопасности. 

Глава комитета Пашинский прогнозирует, что закон о деоккупации парламент утвердит до нового года.