Воскресное утро для тех, кто с территории «ЛНР» приезжает в Станицу Луганскую за пенсией, начинается с пересечения границы и быстрого шествия в сторону райадминистрации. Рядом с ней находится Ощадбанк. В бесконечной очереди за скромными деньгами, без которых не выжить, можно услышать человеческие истории, пропитанные болью, отчаянием и надеждой. Родной дом этих людей – по ту сторону линии разграничения, возможность существовать – здесь, где кроме очередей и постоянного страха лишиться и этих крох, больше почти ничего не ждёт…
«Я там потому, что здесь мы не выживем»
Владимир опирается на костыли, время от времени размахивает ими, сопровождая свой свою оживленную речь.
— Мне шестьдесят лет, я всю жизнь проработал на шахте, сам из Луганска. Да, я живу на той стороне, но не только потому, что там мой дом, жена и ребенок, которого на ноги надо ставить, а и потому, что мы не выживем здесь. У нас просто не хватит денег.
Владимир ездит в станицу каждые два-три месяца. Месяц назад сломал ногу. Говорит: теперь все усложнилось. Дожидаться своей очереди, – а он в сегодняшнем списке – пятидесятый, – в таком состоянии просто невыносимо.
На вопрос, как относится к нынешней системе пенсий, отвечает:
– Отрицательно. А как вы думаете – проработать всю жизнь, заработать пенсию и ездить сюда каждые два месяца ее выбивать. А идентификацию проходить? Это же на следующий месяц снова приезжать!
К нашему разговору подключается женщина, Людмила.
– Я – 79-я в очереди, это же ужас!..
Сейчас почти два часа дня. Она здесь с семи утра. Жалуется:
– Уже ноги пекут, не могу больше. В туалет не ходила и не ела ничего. Разве это условия, вот так пенсию получать?
Людмила из Перевальска. Час ехала до Луганска, потом еще сорок минут по городу, и восемь часов простояла на границе.
– По деньгам, – рассказывает женщина, – вышло недорого – 25 рублей до Луганска, но это с проездным…
Без проездного, объясняет, вышло бы 50. Плюс по Луганску – 12. Вздыхает:
– Вот сейчас дождусь своей очереди, запишусь на завтра и пойду квартиру снимать. А это еще 70 гривен…
«Плачу сто гривен. Зато поспать есть где, и борщом накормят…»
– Улица Красноармейская, квартал Молодежный, – громко объявляет мужчина лет шестидесяти, в темно-коричневом берете. Он местный. Он знает, что этим людям некуда идти. И им нужна квартира, чтоб хотя бы ночь провести в тепле. Его ценовое предложение – не из дешевых: сто гривен!
Кто-то из толпы возмущенно кричит, что это дорого. Мужчина оборачивается и объясняет:
– Да, дороже чем у остальных, но зато я на машине отвезу, а утром привезу, и все это будет стоить сто гривен.
Люди в очереди задумываются. Ночлег – необходимость. Но у многих с утра во рту не было маковой росинки… Пожилой мужчина лет семидесяти, уставший, с отрешенным взглядом, спрашивает у меня, не знаю ли я, где можно купить поесть. Я качаю головой: нет, не местная…
Оценивая собственную ситуацию, мужчина вздыхает:
– Сегодня уже пенсию не получу, потому что деньги закончились. Ну, хоть лекарства куплю…
И жилье теперь придется искать…
– Где? – спрашиваю.
– Так вот же, – говорит, – на столбах, на деревьях… Все зависит от цены. Есть по 70, есть по 80 гривен, кое-где – по 100. Дороже, но там люди хорошие, даже борщом накормят…
Помолчав, добавляет:
– Я приехал сюда из Луганска. Не знаю, кто пустил шум, что раз в два месяца нужно пересекать границу. Как раз эти два месяца прошли, боюсь, как бы пенсию не перестали давать…
Комментарий чиновника: когда выплату пенсий могут приостановить?
Страх лишиться пенсии объединяет всех людей, выстаивающих очередь за ее получением. Без нее им не выжить. Любые слухи о том, что их могут лишить этой помощи от государства, вызывает у них оторопь. Хотя на самом деле оснований для приостановки выплаты пенсий всего два.
– Выплата пенсий пенсионерам-переселенцам может быть приостановлена в двух случаях, – разъясняет начальник Главного управления Пенсионного фонда Украины в Луганской области Ольга Шарунова. – Первый – если человек за 60 дней ни разу не пересекал границу, то есть покинул территорию Украины и не вернулся в положенный срок. После этого пенсионеру придется пройти верификацию в пенсионном форде. Сначала подать заявление в пенсионный фонд на восстановление выплаты пенсии. Тот в свою очередь подает заявление на проверку места фактического проживания. Проверку проводит специалист из управления соцзащиты, который составляет акт и передает на рассмотрение комиссии либо в городскую, либо в районную администрацию. А там уже решают: восстанавливать пенсию или приостанавливать. После того, как решение будет принято, начинает действовать пенсионный фонд.
Второе основание – не прохождение идентификации в банке. Если у пенсионера обычная карточка, то он должен проходить процедуру каждые три месяца. Прийти в банк, поинтересоваться количеством средств на счете, или снять наличные. Переселенцы, имеющие электронное пенсионное удостоверение, проходят эту процедуру первый год — каждые шесть месяцев, а в дальнейшем — один раз в год.
Вроде все просто. Но когда смотришь на мучения людей, томящихся в Станице Луганской в ожидании пенсии, об этой простоте, почему-то, забывается…
Надежда Литвинова для Informator.media