Больше, чем баян. Как война, музыка и школа сошлись в одной точке

Когда школе в прифронтовой Трехизбенке подарили баян, это стало для учителя музыки и детей настоящим праздником. Баян «Україна», ранее принадлежавший семье погибшего бойца АТО, теперь будет радовать школьников, над головами которых почти каждый ночь летают снаряды. Куда пропал предыдущий музыкальный инструмент, как волонтеры нашли нынешний и чего еще не хватает школе — читайте в материале Informator.media.

1 Трехизбенская школа

Защитные панели на окнах в прифронтовых школах — это то, что неизменно впечатляет гостей из мирных регионов страны. Мысль о детях, знающих, что прямо во время занятий в класс может влететь пуля или осколок снаряда, действительно ужасна. И все же отсутствие безопасности не мешает творческой самореализации. Как это происходит — объясняем на примере Трехизбенки Новоайдарского района

Село Трехизбенка находится на берегу Северского Донца, который в этой части области служит естественной границей между подконтрольными и оккупированными территориями. От местной школы до реки — всего 2 км. Село и сейчас почти каждый день попадает в сводки штаба АТО об обстрелах, а в начале войны здесь было очень горячо.

Защитная панель на окне класса в Трехизбенской школе

Амбулаторное обучение и школьные казармы

2014-2015-й учебный год дети обучались дистанционно: раз в неделю они приходили к учителям в… амбулаторию. Сначала под учебные цели здесь выделили два кабинета, но в итоге учителя и ученики заняли все кабинеты, кроме одного, который и использовала амбулатория.

В самой школе в это время базировались сначала милиционеры из Славяносербска, затем бригада из Кременчуга, и в конце концов — батальон «Айдар».

3 Надписи на школьной доске, оставленные «Айдаром»

Надписи на школьной доске, оставленные «Айдаром»

Летом 2015-го, когда учителя смогли вернуться в школу, оказалось, что использование помещения во «внеучебных целях» не прошло бесследно. Нужны были и ремонт, и мебель, и оборудование. Ремонт учителя сделали своими силами, с мебелью помог UNICEF. А вот заменить исчезнувшие пианино и баян долго не получалось. Два с лишним года учительница играла на своем стареньком инструменте. 

Из Прилук – в Трехизбенку

Григорий Матяш не был баянистом. Он изготавливал бубны и на них же играл. Увлекался ирландской музыкой. На хлеб же себе зарабатывал тем, что был кузнецом-реконструктором (т.е. использовал в своей работе только традиционные методы).

4 Блэк

Григорий Матяш

В мае 2014-го он пошел добровольцем на фронт. Более года воевал в батальоне «Днепр-1»…

В июле 2015-го Григорий погиб в Песках, что под Донецком, во время обстрела из 120-миллиметрового миномета. Через два месяца, указом президента, Григорию присвоили орден «За мужество» III степени.

5 баян1

«Мы помогали делать ремонт в доме его матери в Прилуках, — рассказывает Руслан Павлюк (Прорва), который познакомился с Григорием на съемках фильма «Гіркі жнива». — Этот баян мы на чердаке нашли. Людмила Григорьевна сказала, что на нем играл дед Григория. В Киеве этот баян довели до ума, и после этого инструмент месяца три лежал и ждал своего часа».

Своего часа баян дождался, когда Олекса Коба, боевой побратим Григория, увидел в «Фейсбуке» клич о том, что трехизбенской школе нужен баян. Он связался с активистами «Восток SOS», которые и переправили музыкальный инструмент из Киева в прифронт.

Сейчас в Трехизбенской школе учатся 67 детей. До войны было 180, а в далёкие 1980-1990-е — 700.

Более 20 ребят учатся на экстернате. Все они сейчас живут на неподконтрольных территориях, но хотят получить документ об образовании украинского образца. Они передают сюда письменные контрольные работы, а потом сдают государственную итоговую аттестацию и внешнее независимое оценивание.

«Их результаты не хуже, чем у местных детей. Обычно к нам обращаются те, кто хорошо учится и заинтересован в том, чтобы продолжить обучение в Украине», — рассказывает директор школы Галина Васильева.

Обучение в школе ведется на русском языке — с 1 по 9 класс. И на украинском — в 10-11-м.

Дети, которые в следующем году пойдут в 1 класс, будут учиться по новой программе. В младших классах все предметы у них будут преподаваться на русском языке, а с 5 по 12-й класс — на украинском.

Директор школы, которая также работает учителем младших классов, считает это правильным, и не видит в реформе проблемы.

До оптимальных условий школе еще далеко. Нужно отремонтировать систему водоснабжения, провести отопление в столовую и спортзал, оборудовать комнату для тренингов…

Директор школы ни секунды не сомневается, что всё это получится сделать. За последние годы и волонтеры, и гуманитарные организации, и государство уделили школе столько внимания, сколько она не получала десятилетиями. И музыкальный инструмент — лишь маленький пример того, как работает взаимопомощь в украинских условиях.

Иван Бухтияров для Informator.media