Год назад восемь сел близ Старобельска объединились в территориальную громаду. Такая конфигурация не предполагалась ни перспективным планом по объединению, ни логикой урбанизации, но теперь это данность в виде Чмыровской объединенной территориальной громады. О достижениях «большой Чмыровки», а также о ее исторических и литературных корнях — читайте в репортаже Informator.media.
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. — Дядя! — весело кричал он. — Дай десять копеек!» — так в романе «Двенадцать стульев» появляется персонаж Остапа Бендера.
Дорога вряд ли отняла у него много времени. От центра Чмаровки до старгородского рынка, где, наверняка, роились беспризорники, меньше четырех километров. Во всяком случае, так обстоят дела, если мы перемещаемся из литературного мира в реальный, в котором прототипами Старгорода и Чмаровки были Старобельск и Чмыровка.
Всего четыре слова в культовом произведении Ильфа и Петрова дает надежду местным чиновникам на привлечение в село туристов. Они даже полушутя рассказывают, что намерены поставить памятник, иллюстрирующих одну из крылатых фраз романа — «Я чту уголовный кодекс».
Оставив за спиной Чмаровку Остап Ибрагимович шел в Старгород. Что с его стороны было логично: какие комбинации великий комбинатор мог разыгрывать в деревне?
Но на пути реформирования Чмыровка, наоборот, оставила Старобельск далеко позади.
Обошлись без «старшего брата»
По перспективному плану создания объединенных территориальных громад, в Луганской области должно было появиться 24 ОТГ, 5 из которых существовали бы в границах своих районов. Но поскольку создание громад было делом добровольным, то можно было объединиться и в другом составе. Именно так поступили в Чмыровке. Несмотря на территориальную и литературную общность, в сельсовете решили, что если центом громады будет Старобельск, то все ресурсы будут идти на решение многочисленных проблем этого города.
Чмыровский сельсовет отправил предложение объединиться в шесть сельсоветов. Откликнулись только два — Бутовский и Вишневый.
В таком составе население громады — 8004 человека, немногим более половины из которых приходится на административный центр.
Лебеди улетели, но их вернут
— Кем вы работали до этого, — спрашиваю голову громады Сергея Войтенко.
— Сельским головой.
— А до этого?
— Тоже сельским головой. И до этого. Я тут уже 18 лет. Перед этим 18 лет проработал инженером-гидротехником в луганском управлении орошающих систем. Я агроном по специальности.
— Где будете следующие 18 лет?
— Та уже отдыхать пора! Девчата не пускают!
Под девчатами сельский голова имеет в виду своих коллег, большая часть которых — женщины. Сейчас два десятка работников аппарата сельского совета объединенной громады ютятся в трех кабинетах местного ДК.
Чтобы сделать нормальный центр предоставления административных услуг, громада выкупила строение 1967 года постройки, в котором ранее находилась контора колхоза им. XXII съезда. Съезд известен главным образом тем, что именно на нем в 1961-м прозвучало знаменитое «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Но с коммунизмом как-то не заладилось, поэтому в 1992-м колхоз переименовался в «Горизонт». А в 2008-м прекратил свое существование.
И только в 2017-м громада выкупила административное здание предприятия за 1,3 млн грн. Еще в 5 млн стоил ремонт.
Перед зданием — два крохотных озерца. Войтенко рассказывает, что раньше на одном из них жили двое лебедей. Когда наступили тяжелые годы, и пруды загрязнились, лебеди предпочли не мириться с этим, и стали внутренними переселенцами. Но голова громады уверен, что они вернутся: нужно только создать хорошие условия.
Право на детсад
Примерно теми же мотивами Войтенко руководствовался в далеком 2000 году. Тогда он — только что избранный сельский голова — настоял на том, чтобы открыть детсад, который закрыли буквально несколько месяцев назад как малокомплектный.
Сразу после повторного открытия туда ходили всего 15 детей. Через 3 года — более ста.
За этот год на детсад «Тополек» потратили миллион гривен: заменили окна и крышу, утеплили пищеблок, поставили теплые полы, заменили санузлы и провели реконструкцию водоотведения.
Заведующая дошкольным учебным заведением Валентина Журба, рассказывает, что сегодня в детсад ходят 82 ребенка, в том числе 14 детей переселенцев, родители которых переехали из Луганска, Алчевска и других городов.
Одной из своих задач на ближайшее время Войтенко считает открытие детсада в Бутово, где на тысячу населения приходится 50 детей дошкольного возраста.
Деньги полученные и сэкономленные
Все эти планы и действия стали возможными благодаря тому, что объединенные громады получают больше финансовых ресурсов как от государства, так и от международных доноров.
Но увеличились и собственные доходы громады. До объединения бюджет всех трех сельсоветов составлял 4,5 млн грн, рассказывает заместитель головы по финансово-экономическим вопросам Светлана Гринюк. Сейчас — 37 млн.
По аудиторской оценке, которую сельсовет заказывал перед объединением, доходы громады должны были составлять всего 4 млн. В местном бюджете на 2017 год закладывалась цифра 7,9 млн собственных доходов, но по факту размер доходов достиг 12,5 млн.
Но дело не только в перераспределении финансовых потоков, но и в более рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Показательная история с музыкальной школой. Когда она была филиалом Старобельской музшколы, то в ней занимались более полусотни детей, которых учили 7 преподавателей. Но когда школа перешла в ведение громады, то оказалось, что количество детей было завышено, а каждый учитель получал по две ставки. Потянуть такую нагрузку бюджет громады не мог, поэтому теперь пять учителей получают по 1.2-1.3 ставки. Еще двоих привлекают по совместительству. Поднять пришлось и плату за обучение — с 50 до 230 грн в месяц. Как ни странно, количество детей от этого только увеличилось — до «честных» 54-х.
«Мы сделали столько, сколько раньше делали лет за десять», — сам удивляясь этому факту говорит сельский голова.
Символичность и символика
Не обошла вниманием Чмыровка и символику. Заявок на лучший флаг и герб пришло более тридцати.
На гимн пришла всего одна заявка, но зато какая! От Людмилы Ткаченко, дочери известного украинского литературоведа и диссидента Ивана Светличного. Среди деятелей украинской культуры, Иван Алексеевич — один из наиболее известных выходцев из Луганщины. Он родился в Половинкино Старобельского района, а его дочь и сейчас живет в Старобельске.
Вероятно, гимн будет утвержден в такой редакции:
Громада селянська — всьому голова,
І люди села — це найбільша скарбниця.
Ідуть рано вранці у степ на поля.
Працюють, стрічають гуртом зоряницю.Чмирівська громада — стійка, непохитна,
Вирішує безліч всіх справ.
І тому все молоде покоління
Прагне до рівня сучасних держав.Тож слава громаді і люду чесному.
Маєм своє захистить.
Тому не страшний нам і ворог заклятий,
Бо вмієм країну любить.
«Не знаем как у вас, а у нас мурашки по коже!» — признается одна из работниц исполкома.
* * *
Название Чмыровки пошло от имени казака Ивана Чмыря, который ранее жил в Подгоровке — селе, которое находится по другую сторону Айдара, буквально в нескольких километрах от Чмыровки. Как и Остапу Бендеру, Иван Чмырю не пришлось далеко идти.
«Чмырь означало коренастый, крепкий. Надеемся, что и мы такими будем», — улыбается начальник отдела образования, культуры, молодежи и спорта Наталья Приходько.
Этимология фамилии передана верно, но в словаре Гринченко фиксируется и другое значение, возможно, более понятное казакам, — «чумазый».
«Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит», — как шутил Чичиков во втором томе гоголевских «Мертвых душ».
Иван Бухтияров для Informator.media