Люди или территории: украинцы говорили об будущем Донбасса и государства в целом

Вчера в эфире»Свободы слова» обсуждался вопроса о соборности Украины во время гибридной войны.  О том, что Украина хочет вернуть —  территории или людей, которые вынужденно остаются на оккупированном Донбассе, в Крыму и на остальной территории страны.

Гостями студии были  Андрей Куликов (председатель правления «Громадського радіо»), основатель издания «Новости Донбасса» Алексей Мацука, Ольга Айвазовская (координатор сети ОПОРА), Владимир Рафеенко (писатель), Александр Ройтбурд (художник), Вахтанг Кебуладзе (философ), Юрий Володарский (литературный критик), лидер группы «Тартак» Александр Положинский, координатор инициативы Крым SOS Тамила Ташева, Александр Зинченко (историк).

Рассуждая о ценностях, о том, что может быть объединяющим фактором для всей Украины, спикеры говорили об общечеловеческих ценностях, о том, что не нужно делить украинцев по этническому, языковому, территориальному, партийному, идеологическому принципу. Должны быть объединяющие либерально-демократические ценности. И главная цель сейчас  для всех  жителей Украины — это сохранение государства в границах до 2014 года.

По словам журналиста Алексея Мацуки, тезис о том, что Украина потеряла жителей Донбасса неправильный. Только за прошлый год, по информации Госпогранслужбы, контрольные пункты въезда-выезда в зоне АТО пересекли более 11 млн. человек. Это говорит о том, что люди мигрируют. Многие из тех, кто сейчас живет на оккупированной территории, имеет проукраинские взгляды и ждет освобождения.

«Мы  не должны отталкивать жителей ОРДЛО, их нужно спасать. Украина должна посылать жителям оккупированного Донбасса сигналы о том, что они нужны. Мы все люди, граждане Украины и нам строить будущее этой страны. Это то, что должно объединять Львов, Донецк, Одессу, Крым, Киев — всю Украину».

Главное, по словам журналиста, то, что политика реинтеграции Донбасса, которую декларирует президент, правительство и другие государственные институты, должна выполняться, чтобы вернуть жителей оккупированных территорий, которые оказались заложниками ситуации.

«Мы воюем за территорию или сердца людей?» — спросил писатель Владимир Рафеенко.

Литературный критик Юрий Володарский вспомнил о толерантности во время Майдана и сразу после него. Он отметил, что были моменты, когда во Львове говорили на русском языке, а в Донецке — на украинском.

«Майдан был всплеском толерантности. Это был важнейший момент толерантности и единения страны. Если бы тогда этого не было, то на фоне аннексии Крыма и вооруженных захватов в Донбассе, Украина бы могла трещать по швам», — сказал Володарский.

Он также напомнил, что было очень много добра по отношению друг к другу у  представителей разных регионов страны.

«Потом, когда нужно было принимать краеугольные решения в области политики и экономики, власть стала заниматься другими вещами. И стала пропадать эта толерантность. И стало навязываться единое мнение по поводу прошлого и будущего», — добавил Володарский.

Он, как и все присутствующие, отметил, что люди на востоке, юге, на западе и в центре ждут перемен к лучшему.