Спасение или бизнес на страхе? Куда движется вакцинация в Украине

С момента вспышки кори в Украине от осложнений после болезни умерло 8 человек. Последняя жертва – 17– летняя девушка из Одессы – была вакцинирована, но это, увы, ее не спасло. Почему прививки так и не стали панацеей? Кому выгодна истерия, поднятая вокруг них? И существует ли альтернатива тому подходу к вакцинации, который ныне царит в Украине? Журналист Informator.media попытался разобраться в этих вопросах.

Прививка… «для гепатита»

Таких историй – не одна и не две. Эта, например, берет начало в довоенном Луганске. В семье Анны появляется на свет здоровенький крепыш Егорка. В положенный срок мальчику, как и положено, делают прививку. Все вроде бы хорошо. Когда малышу исполняется два месяца, его мама подписывает так называемое «информированное добровольное согласие» – документ, закрепляющий за пациентом право на ознакомление со всеми последствиями медицинского вмешательства, предложенного врачом. В теории все так и есть, на практике – далеко не всегда. Скрепившая бумагу-индульгенцию своей подписью Анна даже предположить не могла, что через шесть часов после ревакцинации гепатита В ее ребенок окажется в реанимации. А потом ему придется долго бороться за жизнь…

– Когда мы попали в реанимацию, – рассказывает женщина, – ответственность несла я. Лечение и всю реабилитацию оплачивала я. Медики от меня отвернулись, сказали, что нам не повезло. Напомнили мне о том, что я подписала информированное согласие…

Егорке поставили диагноз: реактивный гепатит. Он чудом выжил. Восстанавливался год. За это время малыш «заработал» кардиомиопатию (изменение мышцы сердца), а вследствие остановки работы легких – еще и хроническую пневмонию. Доказывать связь заболеваний с последствиями вакцинации Анна не решилась. Подумала: что она может сделать? Раз собственноручно завизировала это самое «согласие»…

К сожалению, правовая безграмотность родителей зачастую оставляет подобные вещи безнаказанными. Оно и понятно: разобраться в том, кто виноват, если у малыша начались серьезные осложнения в поствакцинальный период, и он, как в случае с Егоркой, попал в реанимацию, или еще трагичнее – скончался, – почти непосильная задача. Виновными могут быть поставщики вакцины или врачи. Сам же процесс довольно длительный: собрать оригиналы медицинских документов, написать заявление в правоохранительные органы. Затем открыть уголовное производство – заметьте, на врача! – по двум пунктам: причинение телесных повреждений и несвоевременное оказание медицинской помощи. Если врачебной ошибки не обнаружат, в заключении будет написано: «несчастный случай, в связи с индивидуальной реакцией организма на один из компонентов вакцины». Есть еще вариант: обратиться с заявлением в экспертную комиссию. Там исследуют медицинскую документацию и дадут заключение.

Но тут важно знать: подписанное вами информационное согласие – это не охранная грамота для врача, если ваш ребенок пострадал по его вине. Олег Юдин, адвокат, член Комитета медицинского фармацевтического права Национальной ассоциации адвокатов Украины, подтверждает:

– Данный документ не является «защитой» от уголовной или гражданской ответственности в случае врачебной ошибки.

Уколоться, чтоб учиться

Один из детских садов Северодонецка. Конец дня. Татьяна ждет, пока дочь оденется, чтобы вести ее домой. В этом году ее шестилетней Софии – в школу. Событие и без того хлопотное. А тут еще добавляется тревога. «Медсестра сказала, нас не пустят в школу, если мы не сделаем все прививки…» – делится своими опасениями молодая мама. У нее скорее негативное отношение к этой процедуре. Таня рассказывает историю-страшилку, которая произошла, слава Богу, не с ее ребенком.

– Помню, как сыну моей кумы сделали первую АКДС… Сначала поднялась температура, потом распухла и разболелась ножка. Мальчик около полугода прихрамывал. Пришлось потратить много сил и денег на восстановление.

Этот случай заставил ее задуматься: насколько безопасна вакцинация? И может ли она от нее отказаться?

Оказывается, может. Но при определенных условиях.

– Есть закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней», где в статье 15 написано, что детям, которые не прошли вакцинацию, не разрешается посещение детских учреждений, – объясняет Олег Юдин. – Но там есть исключение – для тех, кто по медицинским показаниям действительно не может получать эти вакцины. В этом случае заболевание должно быть подтверждено медицинским документом, который выдает лечащий врач. Должен быть благоприятный эпидемиологический период и заключение врачебной комиссии. И тогда, при наличии всех факторов, никто не имеет права отказать ребенку в посещении школы либо детсада.

Благодатная почва

Самые заинтересованные в вакцинации люди, пожалуй, инфекционисты. Хотя, возможно, именно к ним наиболее приложима ироническая максима Бернарда Шоу: «Доктор – такой же отличный консультант в вопросах прививок, как мясник – в вопросах вегетарианства». Как правило, мнение инфекционистов: альтернативы этому не существует, прививать нужно всех поголовно. Если это будет сделано – а точнее, если показатель тех, кому сделали прививку, достигнет 95% – заболевания прекратятся, вирусу просто негде будет циркулировать. Так считает, например, Ольга Мартыненко, заведующая инфекционным отделением рубежанской горбольницы. Она объясняет и сам механизм, позволяющий нам быть невосприимчивыми к болезни из-за вакцинации: спустя месяц-полтора после нее в организме выработаются антитела (если уж совсем по-научному – иммуноглобулин G).

– Их можно проверить в частной лаборатории, – говорит Ольга Альбертовна. – По кори это чуть больше ста гривен стоит. И так мы можем все проверить в том случае, когда человек не помнит, вакцинировался ли он. Из-за того, что у нас уровень вакцинации детей на 2016 год был 45%, мы и получили сегодняшнюю вспышку. Мы вошли в восьмерку стран, где самая низкая вакцинация детей.

Почему низкая? Нет, не из-за отсутствия препаратов, – объясняет Мартыненко. Да, одно время были проблемы с их поставками. Но против кори, как и против дифтерии, вакцина была всегда. Дело в другом: в кампании, развернувшейся против прививок. Но тем, кто выступает с подобными лозунгами, считает врач-инфекционист, следует помнить: если привито меньше 85% населения, начинаются вспышки и эпидемии. Румыния пережила одну такую в 2016-17. Естественно, вирус оттуда попал в Украину и оказался на «благодатной почве», где больше половины детей не были вакцинированы.

100 процентов с нюансами

Начальник отдела по оказанию помощи матерям и детям Луганской облгосадминистрации Илона Карпенко говорит, что Луганская область обеспечена вакциной на 100% до 2019 года. К тому же в лечебных учреждениях осталось много неиспользованных препаратов. Это хорошая новость. Плохая же состоит в том, что не все решается количеством вакцины. Важно еще, чтобы она была качественной и безопасной.

В 2017 году и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун добилась того, что Украина получила вакцину АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная прививка) производства Индии. В интервью Супрун заявила о том, что вакцины французского производства нет во всем мире. Однако «Пентаксин» (который выпускают во Франции и который работает заметно шире, добавляя к этим заболеваниям ещё два: полиомиелит и Haemophilus influenzae) до сих пор можно приобрести в аптеках страны. Цена колеблется от 715 до 850 гривен. А вот АКДС – является одной из самых «скандальных» прививок, вызывающей повышенное внимание не только у родителей, но и у врачей. Дети переносят ее тяжелее: с повышением температуры и различными местными реакциями. И родители все реже хотят рисковать здоровьем ребенка.

– Нет сейчас абсолютной уверенности, что вакцина АКДС – безопасная, – говорит Антонина Бондаренко, участковый педиатр Петропавловской сельской врачебной амбулатории Станично-Луганского района, – поэтому мы и хотели бы получить «Пентаксин». Сейчас появилось много «отказников» – мамочки подписывают специальные бланки. Мы же заставить их вакцинироваться не можем.

Бизнес на страхе?

Известный немецкий врач Герхардт Бухвальд, автор многочисленных публикаций о прививках, утверждал, что вся вакцинопрофилактика – бизнес, основанный на страхе. Не будешь прививаться – заболеешь. Этот страх призван отвлечь внимание общества от длинного перечня последствий, которые несут нашим детям сами иммуностимулирующие уколы: аллергия, диабетрассеянный склерозсиндромом внезапной детской смерти… Но отвлечь все-таки получается не всегда. Есть люди, мотивированно относящиеся к вакцинации критически. Президент ГО «Лига защиты гражданских прав» Вячеслав Костылев – один из них.

– Единственное действительное предназначение массовых профилактических прививок – делать на них деньги, – заявляет он. – Привитые и не привитые болеют одинаково тяжело, при том что каждый раз, делая прививку, человек рискует. Это ведь операция на иммунитете. Если организм перегружен вакцинацией, организм ребенка может реагировать неадекватно. У нас нет независимых органов, которые могли бы произвести независимую экспертизу, если что-то случится. Все крутится вокруг Министерства здравоохранения. Те, кто не хочет прививать ребенка, покупают справки, и это не самая большая цена за здоровье и жизнь ребенка.

В кругу сторонников прививок как-то не принято вспоминать, что препараты зачастую – токсичны. В каждой дозе вакцины от гепатита В, например, содержится около 12,4 мкг ртути, а в каждой дозе вакцины АКДС – около 25 мкг. Значит, в течение первого полугода жизни ребенок с тремя дозами каждой из этих вакцин получит в общей сложности около 112 мкг ртути. При этом Исследовательским советом Национальной академии наук США была установлена предельно допустимая концентрация (ПДК) ртути в 0,1 мкг на 1 кг веса. Вряд ли подобные ртутные вливания могут быть совершенно безопасны. Как и тот факт, что в состав некоторых вакцин в качестве консерванта входит фенол – высокотоксичное вещество, получаемое из каменноугольного дегтя. Он может вызывать шок, слабость, конвульсии, поражение почек, сердечную недостаточность и даже смерть.

Именно поэтому за границей детям проверяют иммунный статус: есть ли в организме не вакцинированного ребенка антитела? Предполагается, что, если у ребенка уже есть естественный, природный возбудитель, его организм будет защищен от него имеющимися или быстро вырабатывающимися («по памяти») антителами. И тогда необходимость в вакцинации отпадает.

Возможно, украинской медицине стоит присмотреться к таким подходам. Чтобы прививка стала более безопасным делом, а всякие спекуляции на данную тему – исчезли.

Надежда Литвинова для Informator.media

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: