Новые стандарты для украинских школ: что изменит реформа?

С 1 сентября 2018 года в Украине стартует реформа сферы образования.  О том, какие изменения, риски и вызовы ждут украинскую школу, повысится ли качество образования, в интервью Informator.media рассказала соучредитель ОО «Родители SOS» Алена Парфенова.

Создание нового стандарта для начального образования – это объемная задача. Каковы, на ваш взгляд, главные вызовы и риски?

Новый стандарт для начального образования уже утвержден правительством, ведь старт реформы начинается с 1 сентября 2018 года. Этот документ определяет содержание образования и требования к результатам после завершения 4 классов начальной школы. Основные задачи, на мой взгляд, будут реализованы вследствие понимания того, каких мы ожидаем результатов. Кроме того, речь идет о внешних мировых вызовах, а также вызовах внутри украинского общества. Основная претензия со стороны родителей к старой программе – это нежелание ребенка учиться в школе уже после первого года обучения: банально – не интересно.

Задача стоит очень сложная: заинтересовать ребенка учебой и при этом не перегружать его. Могу сказать, что я увидела революционные изменения в одной из пилотных школ, которая в этом учебном году ввела концепцию «Новой украинской школы»: дети свободно ходят по классу, у них в глазах нет страха перед учителем, у них глаза горят и много вопросов: «А как? Почему? А покажите? А расскажите?» Я видела проекты, которые дети в первом классе делают – по результатам изучения одного модуля. Вообще школа, в которой я была, – даже не просто школа, дружественная по отношению к ребенку, – это было какое-то маленькое королевство детей: школа для детей, а не дети для школы, как часто было по старой модели обучения.

В этой школе я увидела также и другого учителя. Понимаете, это была учительница первого класса, которая для детей была не только носителем знаний, ведь сегодня источником знаний является уже не только учитель – гаджеты, интернет изменили мир… А здесь взрослый человек, который помогает, направляет, уделяет внимание, не унижает достоинство ребенка, не требует покорности. В классе царило взаимное доверие, это чувствовалось. Вот здесь есть и риски: мне очень хочется верить, что именно такими станут все учителя новой украинской школы, но я понимаю, что это вызов для всей реформы.

Двенадцатилетняя школа — это положительные или отрицательные изменения? Какова практическая польза от такого шага?

Двенадцатилетняя система – по моему мнению – положительный момент реформы. Это мировая норма продолжительности обучения. Отмечу, что реформа рассчитана на 12 лет с приведением сети учебных заведений в соответствие с нормами закона, где третья ступень – это лицей и профильное обучение, – это значительные качественные изменения. На сегодня в старшей школе 22 предмета, а с введением профилирования школа разгружает учеников и увеличивает мотивацию к обучению.

Качество подготовки украинских преподавателей, увы, не всегда соответствует высоким стандартам. Не сопряжена ли с коррупционными рисками переподготовка преподавательского состава? Как вы полагаете, насколько она эффективна?

Переподготовка учителей уже проходит, в этом году 22 000 учителей встретят в школе первоклашек. Здесь, видимо, не о коррупционных рисках надо говорить, а о добродетели. Как только открыли курсы, сразу появились те, кто хотят списать, и те, кто хотят заработать на этом. Советник Министра Иванна Коберник писала в Фейсбуке о таких случаях. На самом деле это первая широкомасштабная подготовка учителей перед стартом реформы, да еще в такой необычной форме: он-лайн курс и очная сессия. За прошедшее лето МОН подготовило немало тренеров, которые сегодня готовят преподавателей для «Новой украинской школы». То, что эта подготовка будет полезной – у меня, лично, сомнений не вызывает, а вот насколько учителя, принимающие первые классы, осознали всю ответственность и восприняли изменения – скоро увидим.

Проблема школьного образования является наиболее острой в прифронтовых районах. Насколько качественными и результативными, на ваш взгляд, будут преобразования на Луганщине?

Это, пожалуй, самая трудная тема. Очень хочется, чтобы дети прифронтовой зоны получили все, что предусмотрено реформой, но как будет на самом деле и удастся ли – не знаю и не могу прогнозировать. Я уверена в том, что изменения будут. Но насколько удастся проконтролировать процесс, и не помешают ли этому какие-либо внешние факторы, как будет развиваться ситуация на фронте – все это сложно просчитать.

Какие основные риски реформы вы бы выделили?

Основной риск – это способность преодолеть сопротивление старой системы. Это будет сопротивление во всем, от нежелания принимать в первый класс без тестов, собеседований, конкурсов, до саботажа самой концепции «Новой украинской школы». Мы до сих пор наблюдаем наличие домашних заданий в первом классе, а красная ручка у некоторых педагогов — это вообще сакральная вещь. Тоже самое будет и в родительской среде: не все родители понимают реформу, ее значение, и не все могут понять масштаб изменений, а то, что заставляет выходить из зоны комфорта, всегда порождает сопротивление.

За підтримки проекту «Зміцнення громадської довіри» (UCBI II), що фінансується агенцією США з міжнародного розвитку USAID.

Беседовала Марина Курапцева

для Informator.media

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: