По старости, по инвалидности и по справедливости. Пенсионная реформа глазами жителей прифронтового села

В селе Екатериновка Попаснянского района Луганской области живут всего две сотни человек. Среди них есть даже маленькие дети, но большая часть населения — пенсионеры. Они редко ездят дальше райцентра, куда они вынуждены выбираться, чтобы получить пенсию или заплатить за коммуналку. «Информатор» решил узнать, что жители этого прифронтового села думают о пенсионной системе и изменениях в ней.

«Пока доживу до 60, пенсионный возраст будет 90»

Золотое — шахтерский город, и возникающие при шахтах поселки обозначали номерами. Сами жители в качестве названия поселков до сих пор используют не номера, а названия шахт — Карбонит, Стахановец, Родина, Михайловка.
Руслану — 45 лет. Его жена занимается бизнесом — держит небольшой магазин. Ранее мужчина работал в компании, которая охраняла шахту «Михайловка», но она находится в том поселке города Золотое, который остался на оккупированной территории — Золотое-5. Сам мужчина живет в Золотом-4. Сейчас эти посёлки разделяет не только пара километров, но и линия разграничения. Чтобы ее пересечь нужно сделать крюк в 170 км.
«Вряд ли я доживу до пенсии, — улыбается мужчина. — Работа моя осталась на той стороне, я — без работы. Супруга — «ЧП», я ей помогаю. Сколько сейчас пенсионный возраст? 60? Я думаю, что когда мне будет 60, то он уже будет 90».

Сколько у него лет стажа — Руслан вспомнить не может, но, судя по всему, у него не получится выйти на пенсию ни в 60 лет (для этого ему нужны 30 лет стажа), ни в 63 года (для этого необходимы будут 20 лет стажа), ни даже в 65 лет (как минимум — 15 лет стажа).
Мы разговариваем в магазине в селе Екатериновка, которое находится всего в нескольких километрах от Родины. Руслан рассказывает, что вытянутое на пять километров село раньше состояло из нескольких хуторов (их нетрудно найти на картах Бахмутского уезда Екатеринославской губернии), которые назывались Персия, Сад, Кашановка, Андреевка, Дмитровка и, собственно, Екатериновка — центральной части села. Магазин находится в самом его центре. Там же, где он располагался еще во времена Российской империи.
На углу магазина висит раритетная табличка — «Сберегательный банк СССР». Краска облупилась, и номер филиала уже не читается.

Отделение почты и Сбербанк СССР в Екатериновке_result

Рядом еще одна табличка, имеющая разве что историческую ценность: синие рельефные буквы на синем фоне — «Міністерство зв’язку України». Органа исполнительной власти с таким названием не существует с 1997-го. После строки «почтовый индекс» стоит многозначительное пустое место.

На примере одной семьи

Почтовый код Екатериновки — 93344. Но помнит его разве что 38-летняя Светлана, которая 10 лет проработала в селе почтальоном.

«Зимой — пешком, летом — на своем велосипеде. Когда людям приходила пенсия, то я брала с собой большой чемодан товара, и люди покупали порошок, мыло, шампунь, консервы, молотый перец, лавровый лист… Еще люди просили за свет и за телефон заплатить, газету выписать или книгу заказать, а мне — как раз копейка».
Сейчас женщина и сама получает пенсию — у нее инвалидность по зрению — 1452 гривен каждый месяц. Перерасчет после принятия закона о повышении пенсий добавил ей 37 грн. На эти деньги (а также на зарплату уборщицы в сельском клубе, где она работает по два часа в день) она и живет вместе со своим сыном, который учится в 8 классе.
«Прожить на эту пенсию нереально, — вздыхает Светлана. — Если бы не родители, то не знаю, что с нами было бы».

Родители Светланы — Анна Семеновна и Николай Тимофеевич –живут с ней в одном дворе, но в другом доме.

У 66-летней Анны Семеновны, которая родом из Черниговской области, 37 лет стажа — она работала в ателье и на шахте. Последнее повышение пенсии принесло ей всего 72 грн.

«Они меня спросили: «Помните, вам раньше добавляли к пенсии 100 грн? Ну вот теперь их сняли», —пересказывает женщина свой разговор с работниками Пенсионного фонда. — Я говорю: «Та я не помню, что вчера было!» Спрашиваю их, почему сняли, а они говорят: «Потому что добавили»…».

 

Противоположная ситуация у 65-летнего Николая Тимофеевича. В отличие от супруги, он — коренной местный житель. Всю жизнь проработал на шахте «Золотое», которая находится в еще одном шахтерском поселке города Золотое — Стахановце (Золотое-3). Его пенсия почти удвоилась.

«Я получал 4 тысячи с копейками. Добавили 3 тысячи. У меня 27 лет подземного стажа. Но этих денег все равно не хватает. Цены-то растут, растут и растут. Сейчас у нас только курочки, а раньше поросят держали. Сейчас нет возможности — дорого», — разводит руками мужчина.
Чтобы получить пенсию, жителям Екатериновки приходилось ездить в соседние города.

«Я не волоку в этих банкоматах — отдаю карточку и мне снимают пенсию», — рассказывает о сложившемся укладе Николай Тимофеевич.

После президента

С недавних пор в Екатериновку дважды в месяц стал приезжать мобильный терминал «Ощадбанка». Произошло это (а также запуск школьного и рейсового автобусов) после недавнего визита в прифронтовое село президента Украины Петра Порошенко.

Одним из тех, кто готовил его визит, был начальник группы гражданско-военного сотрудничества 10-й отдельной горно-штурмовой бригады Вячеслав. Ему 42 года. На пенсию он вышел в 40.

«У меня выслуга — 23 года. Заканчивал институт военно-воздушных сил. Потом, когда армию разгоняли, попал под сокращение, восстановился в милицию. Работал участковым, старшим участковым, потом по штабной линии пошел, был начальником штаба черниговского горотдела. После переаттестации стал замначальника управления организационно-аналитического обеспечения оперативного реагирования… Я ушел на очень хорошую пенсию — 8800 с «детскими». У меня двое несовершеннолетних детей, и я за каждого получаю по 520 грн. Такую пенсию еще попробуй заработай», — признает Вячеслав.

На пенсии он провел всего четыре месяца — ушел служить в армию по контракту. Сейчас он получает и зарплату, и пенсию. Но без «детских» — надбавка на содержание детей работающим пенсионерам не положена.

 

«Меня повышение пенсии не коснулось, и я думаю, что еще долго повышения меня не будут касаться. Я даже не интересовался этим. Повышать нужно тем, у кого маленькая пенсия. Как моей маме, у которой было 1300, а сейчас — 2000», — рассказывает военный.
Вячеслав знакомит нас с Людмилой Горяиновой, заведующей местным фельдшерско-акушерским пунктом. Она получает пенсию по инвалидности. Во время недавнего повышения ей добавили 300 грн.

фельдшер_result

Женщина родилась в Курской области, закончила первомайское медучилище, работала в Попасной, жила в Молодежном. В 1989-м вышла замуж и перебралась в Екатериновку. Сейчас ей – 53.

Первомайск и Молодежный остались на временно оккупированной территории, Попасная и Екатериновка — подконтрольны Украине. Расстояние между всеми четырьмя населенными пунктами, которые расположены в виде равнобедренной трапеции, не превышает пары километров.

Екатериновка_result

Все пожилые люди, живущие в Попасной и Екатериновке, получают пенсию регулярно и в полном объеме. У пенсионеров Первомайска и Молодежного жизнь значительно сложнее. Чтобы получить социальные выплаты они вынуждены либо переезжать на подконтрольную территорию, либо прибегать к массе уловок. Но это уже совсем другая история.

За підтримки проекту «Зміцнення громадської довіри» (UCBI II), що фінансується агенцією США з міжнародного розвитку USAID.

Иван Бухтияров для Informator.media

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: