Глава МВД Украины Арсен Аваков обратился в редакцию «Украинской правды» с предложением подробно рассказать о том, какой опыт нужно учитывать при разработке законопроекта о коллаборантах, и каким он видит решение проблемы.
По мнению министра, «деоккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей и возвращение в юридическое поле Украины населения этих территорий неизбежно поставит перед украинским обществом и украинским государством вопрос о коллаборационизме».
«Убежден, что сегодня крайне необходимо начать широкий и откровенный общественный диалог на эту тему, изучить опыт стран, прошедших этот путь, выслушать и обсудить возможные подходы и решения. А самое главное – определить и сформировать меру возможного компромисса украинского общества. Донбасс – это Украина, а жители Донбасса – граждане Украины. По моему убеждению, именно этот постулат должен лечь в основу дискурса. Разумеется, коллаборационизм нельзя оставлять без внимания. И в тоже время – наказание должно коснуться только виновных! Криминальное преследование должно быть применено только к руководству «ДНР» и «ЛНР», лицам, воевавшим против украинской армии и Нацгвардии, и к тем, кто совершил тяжкие преступления», — пишет Аваков.
Также министр полагает, что «большинство переживших оккупацию – жертвы либо вынужденные участники процессов коллаборации, в отношении которых должна быть применена амнистия, с последовательным восстановлением всех гражданских прав и свобод».
«Это принципиальный момент: речь ни в коем случае не должна идти о «зачистках» или репрессиях по отношению к мирному населению – людям, волею агрессора оказавшихся на захваченных территориях! Если человек по какой-либо причине не смог выехать и пережил оккупацию в своем доме, продолжал работать по своей специальности, не участвовал в организации незаконных выборов или иных акций, не содействовал деятельности незаконной власти – он проходит проверку, получает новый легитимный украинский паспорт и все права гражданина Украины. Уголовному преследованию должны подлежать только те, чьи руки обагрены кровью мирных жителей и украинских солдат, кто возглавлял незаконные органы власти, организовывал незаконные референдумы и выборы, участвовал в погромах, грабежах, совершил уголовные преступления», — убеждает Аваков.
Кроме того, министр приводит опыт наказания коллаборантов во Франции, Дании и Норвегии, где к пособникам оккупантов применялись пытки, казни, скорые суды и даже линчевания. В тексте Аваков не пояснил, для чего приведены указанные примеры, но сообщил, что «коллаборационизм нельзя оставлять без наказания», но «наказание должно иметь селективный характер и несколько уровней».
«Закон должен включать в себя четкое и ясное определение преступного деяния и однозначный перечень категорий лиц, попадающих под его действие. Люди, сознательно сотрудничавшие с оккупантами, входившие в органы власти, способствовавшие захвату территорий, воевавшие на стороне захватчиков, совершившие криминальные преступления против украинских военных и мирного населения, должны предстать перед судом и понести заслуженное наказание. Также необходимо ввести законодательную норму, запрещающую гражданину, решением суда признанным коллаборантом, избираться и занимать должности в органах власти и местного самоуправления, быть государственным служащим. Таким образом, снижается риск прохождения во власть представителей «пятой колонны» для организации саботажа и подрывной работы против Украины. Такие политические ограничения после Второй мировой войны вполне успешно применялись во Франции и дали в целом позитивный результат», — полагает министр.
Кроме того, по его мнению, «содействие восстановлению государственного суверенитета Украины над оккупированными территориями Донбасса целесообразно рассматривать в качестве условия освобождения от криминальной ответственности или смягчения таковой», и, «следовательно, даже комбатанты, не совершавшие тяжких военных преступлений, или представители среднего управленческого звена могут избежать криминальной ответственности, если будут содействовать восстановлению украинской власти над оккупированными территориями».
«Параллельно с Законом о коллаборантах обязательно должен быть принят Закон об амнистии, под действие которого попадет большинство населения, пережившего оккупацию, все те, кто оказался заложником агрессора или вынужденно работал в учреждениях и организациях на оккупированной территории. Опыт Франции показывает, что если данное сотрудничество не имело под собой ни военного, ни карательного характера, то подобные категории граждан в большинстве случаев подпадают под те или иные формы и/или программы амнистии», — пишет Аваков.
Также он высказал уверенность в том, что оспаривать целесообразность принятия законов против коллаборантов могут только «предатели».
Аваков пишет:
«Очевидно, что принятие и применение закона о коллаборантах неминуемо осложнится деятельностью российских и пророссийских политических сил, которые развернут широкую кампанию по дискредитации непростых процессов реинтеграции населения оккупированных территорий.
Российская пропаганда будет мотивировать продолжать вооруженное сопротивление украинским войскам, запугивая население «зачистками», криминальным преследованием за совершенные и несовершенные преступления.
Нам следует учесть эти риски и разработать меры противодействия. В том числе – предупредить наших зарубежных партнеров об ожидаемых пропагандистских кампаниях по дискредитации как законов о коллаборантах и об амнистии, так и процессов их применения.