На Луганщине обновили инвестиционный паспорт. 40-страничный документ красочно и обстоятельно излагает, почему инвестор должен вложить деньги не в Дубай, Гдыню, Винницу или Краматорск, а в Северодонецк, Кременную, Сватово и Меловое. В образе инвестиционно привлекательной Луганщины разбирался Informator.media.
Первый инвестиционный паспорт Луганщины, упоминания о котором можно найти в интернете, датирован 2013 годом. Его разрабатывало печально известное Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами, ни один из многочисленных миллиардных проектов которого так и не был реализован.
Следующие инвестпаспорта во многом повторяли предшественника. Немало одинаковых страниц (и практически полностью идентичная структура) даже в версиях 2013 и 2017 годов, между которыми должна быть пропасть.
Побудил ли этот документ хотя бы одного инвестора вложиться в Луганщину — неизвестно. Но каждый из паспортов — важный документ для понимания позиционирования региона и адекватности его руководства.
Так, два предыдущих Инвестиционных паспорта открывались обращениями глав Луганской ОГА — Георгия Туки в 2016 году и Юрия Гарбуза в 2017-м. Но при сравнении второй текст оказался лишь дополненной версией первого. Почти 60% приписываемых Юрию Гарбузу слов были «сказаны» его предшественником годом ранее.
В паспорте-2018 сделали выводы из этой ошибки, поэтому никакого обращения от главы облгосадминистрации, на его страницах нет.
Великолепная десятка
Ключевой элемент паспорта — 10 конкурентных преимуществ Луганской области:
1. Наличие сырьевой базы полезных ископаемых (залежи газового угля, строительных материалов и т.д.)
2. Есть свободные земельные участки и производственные площади.
3. Наличие химического научно-производственного кластера (в гг. Северодонецк, Лисичанск, Рубежное сосредоточены промышленные предприятия по производству химической продукции, продуктов нефтепереработки, научно-исследовательские организации и учреждения).
4. Наличие средне специальных и высших учебных заведений по техническим и гуманитарным направлениями подготовки.
5. Высокая концентрация специалистов (в оригинале: „спеціалістів та фахівців“, — прим. автора).
6. Низкая конкуренция в производственном секторе в сравнении с другими промышленно-развитыми регионами.
7. 1 462,6 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из них 68,2% пашни.
8. Более низкий уровень заработной платы, чем в среднем по Украине.
9. Наличие стратегических документов относительно развития региона («Стратегия развития Луганской области до 2020 года»).
10. Деятельность значительного количества международных миссий в регионе.
Культ полезных ископаемых не покидает Луганщину, но, судя по инвестпаспортам, ослабевает. Да, в 2018-м полезные ископаемые все еще стоят на первой позиции. Но в паспорте-2013, где также перечислялись конкурентные преимущества региона, полезные ископаемые упоминались в пяти пунктах из восьми!
Луганщина подконтрольная и оккупированная
Одна из проблем инвестиционного паспорта — постоянное смешивание информации о всей Луганщине — включающей подконтрольную и оккупированную части, и только о подконтрольной.
«До початку військового конфлікту область входила до 5 найбільш потужних промислово-економічних регіонів України, а її економіка була орієнтована на РФ та внутрішній попит інших галузей. Луганщина зберегла промисловий потенціал, незважаючи на те, що деякі промислові об’єкти розташовані на тимчасово окупованій території», — оптимистически констатирует паспорт.
Но это оказывается еще умеренным уровнем оптимизма.
«Відновлення територіальної цілісності країни може стати значним поштовхом для зростання промислового потенціалу регіону», — заключают авторы паспорта так, словно целостность региона — не эфемерная перспектива, а свершившийся недавно факт истории.
В том же разделе приводится статистика: на подконтрольной части области работают 489 промышленных предприятий — 48% от общего числа предприятий, которые действовали в области до начала войны.
Правда, далее уточняется, что из почти полутысячи предприятий только 9 относятся к категории больших, а 99 — к средним. Остальные 381 — малые.
Для смелых инвесторов
Часть информация, приведенной в паспорте, явно приукрашивают реальность (например, за счет информации о потенциале неподконтрольной части области), но многие данные явно приведены для того, чтобы отсеять слабовольных инвесторов.
Так, в данных о динамике производства различных видов промышленности приведена информация на 2015-2017 гг. Из 21 отрасли только в 6 случаях объем производимой продукции в 2017 году не уменьшился, а остался на том же уровне или показал незначительный рост. Честно, но неутешительно для инвестиционной привлекательности.
Все плохо и с географией: по сравнению с 2016 годом экспорт товаров в пять самых больших торговых партнеров области (Россия, Венгрия, Польша, Беларусь и Чехия) — снизился.
Невидимая занятость
Структура занятости населения — отдельный вопрос. По приведенной в паспорте статистики, в Луганской области 331 тысяч человек трудоспособного возраста и 295 тысяч работающих людей.
Но детализированная структура занятости и доходов населения вызывает недоумение. Так, в промышленности работают 42 тысячи человек. 18 тысяч — физлица предприниматели. В аграрном секторе заняты 10 тысяч человек.
Чем зарабатывают остальные — сказать сложно. Судя по другому массиву данных — ничем. Так, в Украине средний уровень дохода на человека в 2017 году — 43,6 тысячи гривен. В Луганской области — 14,1 тысячи гривен — ровно в три раза меньше!
Индастриал парк
Один из интересных разделов паспорта — индустриальный парк «Рубиндастри». Это 35 гектар земли на окраине Рубежного, к которой подведены все необходимые коммуникации.
Приоритетные направления деятельности:
• производство строительных материалов;
• производство фармацевтической продукции;
• машиностроение;
• экологическая переработка твердых бытовых отходов;
• деревообработка;
• производство электроники и продуцирование айти-технологий;
• легкая и пищевая промышленность.
Проблемы начались при попытке узнать подробности. Замначальника департамента внешних сношений, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности Луганской облгосадминистрации Константин Мешков пояснил Informator.media, что в настоящий момент есть только концепция индустриального парка. Причем пока что нет даже отправной точки для предметного разговора — решения Рубежанского городского совета, которое должно запустить длинную процедуру по преданию этому участку соответствующего статуса. При всем этом в инвестпаспорте указано, что инвестиционный парк начнет работать уже в 2019 году. А в 2020 году запланирован выход на полную мощность.
ТОП-5 ошибок инвестиционного паспорта:
• Значительная часть инвестпаспорта неактуальна из-за учета производственных мощностей неподконтрольной территории. «На Луганщині добре розвинені хімічна та легка промисловості, енергетика, машинобудування та металургія, а також галузі, які їх обслуговують», — заверяет инвестиционный паспорт. После того, как экономические связи между ОРДЛО и остальной Украиной почти обнулились, говорить о развитой металлургии в регионе — все равно что рассчитывать на получение прибыли от газа, добываемого на шельфе Черного моря близ крымского берега.
• Понимание авторами капитальных инвестиций весьма своеобразно. Так, 430 млн грн в 2017 году записали как инвестиции в охрану здоровья, социальную помощь и образование, а 745 млн грн — инвестиции в госуправление и оборону. С тем же успехом в инвестиции можно было записать и 100% фонда заработной платы.
• Важные забытые цифры. В разделе «Приоритетные инфраструктурные проекты Луганской области» были перечислены 22 проекта — от строительства железнодорожной ветки Белокуракино — Сватово (самый дорогой проект) до создания сельскохозяйственного кооператива по сбору и переработке молока в Станично-Луганском районе. Напротив каждого проекта стоит цифра. Можно предполагать, что это — требуемая для реализации сумма. Проблема только в том, что суммы указаны в каких-то загадочных единицах. Ж/д-ветка стоит 1100, а кооператив — 1,3. При этом не понятно, ни количество нулей, которое нужно мысленно приплюсовывать, ни валюта. И только счастливый обладатель информации о стоимости проектов поймет, что имеются в виду миллионы гривен.
• Климатические условия. Из паспорта в паспорт кочевала одна и та же информация о средних температурах, хотя эти показатели постепенно меняются. В паспортах 2013, 2016 и 2017 гг. было указано, что средняя температура в Луганской области в январе -3,9 °C, в июле — 22,3 °C. Но в паспорте-2018 эти же цифры указаны как средние показатели для зимы и лета.
• В паспорте много мелких неточностей. Например, в инфографике указано, что на подконтрольной части Луганской области 15 городов, после чего перечислены все 12. В перечне объединенных территориальных громад указаны Счастьенская и Горская, которая пока не функционирует из-за того, что в ней не были проведены выборы. Центризбирком не назначает там выборы из-за близости к линии разграничения, и нет оснований говорить, что позиция ЦИКа изменится. Вместе с тем, функционирование ОТГ (включая бюджетные преференции) начинаются только после первых выборов в громаде. Еще одна из многих неточностей — расстояние до Мариуполя. Указано, что это 282 км. Видимо, эта цифра была взята из Google Maps. Проблема лишь в том, что этот сервис прокладывает маршрут через Донецк. Если же считать через подконтрольную территорию, то получится 330 км. Еще одна досадная «недоработка» — не указано участие проекта UCBI в модернизации ряда ЦНАПов области.
***
Недавно был представлен бренд Луганщины и полуофициальный слоган — «Луганщина: привітна, різноманітна, моя». Никак не связанный с реальной Луганщиной бренд не вызвал особого энтузиазма у жителей области.
Но если попытаться придумать честный экономический слоган Луганщины, то получится неутешительно: «Луганщина: сырьевая, дешевая, ничья».