На IV Донбасс Медиа Форуме, который состоялся в Харькове 6-7 июля, журналисты и основное медиа-сообщество рассказали о своей проукраинской гражданской позиции, вынужденном переселении на остальную территорию Украины и о состоянии региональных СМИ сегодня. Журналистка «Донецких новостей» Анна Курцановская обратилась с рядом вопросом к медийным личностям. Informator.media публикует часть из них.
Сергей Колесников, сооснователь «#ШоТам?» и «Криголам»
– После установления украинской власти на ныне неподконтрольном Донбассе, планируете вернуться и продолжать заниматься журналистикой в родном городе?
Не думаю, что я вернусь в Луганск на ПМЖ. Но уверен, что моя работа будет связана с этим регионом. Журналистам (особенно для тех, кому главное – не просто сообщить, не просто хайпануть, а конструктивно и положительно повлиять на мировоззрение людей) будет много работы на освобожденных территориях. Им предстоит на уровне сознания заложить основы качественного изменения в подходе к жизни.
Александр Билинский, журналист, издатель, блогер, сооснователь Агентства развития локальный медиа «Або»
– Чем, с Вашей точки зрения, отличается довоенная журналистика Донбасса от нынешней?
– Нынешняя журналистика на Донбассе стала в разы слабее. До 2014 года у нас были хорошие медиа, профессиональные кадры, которые давали местные вузы. Например, мои сотрудники были выпускниками Горловского иняза. У меня никогда не было проблем с кадрами. Сейчас много профессионалов просто-напросто «вымыло», остались единицы. И то половина из них ушли в общественную деятельность. По сути, они нашли более комфортный источник жизни – их уже не заставишь работать в медиа. Я как человек, который создает медиа в небольших городах, констатирую, что сейчас намного труднее найти людей, готовых к профессиональным вызовам в журналистике.
Павел Кущ, писатель-сатирик, лауреат литературной премии имени Остапа Вишни, лауреат литературной премии имени Леси Украинки за литературно-художественные произведения для детей и юношества, председатель Донецкой областной организации Национального союза писателей Украины, с 2009 года – собственный корреспондент газеты «Урядовий кур’єр»
– Когда покинули свой город? Как в профессиональном плане обосновались на новом месте?
– В начале июля 2014 года с семьей из Донецка уехал сначала в отпуск, потом – в Киев. С началом войны продолжал работать в «Урядовом кур’єре». Разрывался на три города – большую часть времени проводил в Мариуполе и Славянске, а в Киев приезжал, чтобы повидаться с семьей. А в конце 2017-го перевелся в столицу. Но командировки на Донбасс не прекратились, просто они стали более краткосрочными.
Илья Суздалев, с февраля 2018 года – руководитель телеканала «Донеччина.TV»
– Чем, с Вашей точки зрения, отличается довоенная журналистика Донбасса от нынешней?
– Понятное дело, что до 2014 года темы были более приземленные – текущая событийка. Некоторые медиа «кусали» власть, следил, какие часы у губернатора, кто из чиновников на какой машине ездит. Тогда это было в новинку, этакий примивный анализ коррупции. Сейчас борьба с коррупцией масштабировалась, у журналистов появилась возможность видеть реальные цифры в открытом доступе. Появились целые гильдии журналистов-расследователей, в том числе и на региональном уровне, например, ИА «Вчасно» во главе с Марией Давиденко.
Виталий Сизов, аналитик общественной организации «Донецкий институт информации», член «Кальмиусской группы»
– Когда покинули свой город? Как в профессиональном плане обосновались на новом месте?
– Я уехал из Донецка в апреле 2014-го – как раз в тот день, когда Гиркин вошел в Славянск. Причиной столь скорого отъезда стала череда событий: Алексею Мацуке, главному редактору интернет-издания «Новости Донбасса» (novosti.dn.ua), в котором я работал журналистом, сожгли автомобиль; были угрозы расправы в мой адрес.
Тогда мне казалось, что это не серьезно, но редакция настояла на отъезде. С того дня я не был в Донецке. Сейчас даже при большом желании мне тяжело туда вернуться, потому что я не въездной в Россию и, логично, что и в Донецк. Удаленно я пытался освещать события всеми доступными методами, например, ездил в Беларусь на переговоры Минской группы. Но там меня задержали правоохранительные органы – тогда я узнал, что нахожусь в списках российской ФСБ. Оказалось, что у Белоруссии и России общая открытая граница.
Проблема трудоустройства прошла мимом меня – я продолжал работать в интернет-издании «Новости Донбасса». Уже в Киеве мы стали развивать видеопродакшн. Все это стало возможным благодаря донорской помощи, которая на тот момент была как нельзя кстати.
Марина Курапцева, редактор отдела новостей интернет-издания Informator.media
– Чем, с Вашей точки зрения, отличается довоенная журналистика Донбасса от нынешней?
– В принципе, в этом плане ничего не изменилось до сих пор. Те же депутаты «держат», как принято у них говорить, те же города, владеют одним или несколькими медиа, и, соответственно, формируют редакционную политику. Редактор в данном случае – всего лишь послушная марионетка. Таковы реалии. Возможно, это новость для тех, кто пребывает в благостном неведении, но в небольшом «шахтерском» городе местный депутат будет поступать с редакцией и коллективом так, как считает нужным. На то, чтобы сломать эту неимоверно прочную систему, уйдут годы, если не десятилетия.
Благо, сейчас воля к изменениям, развитию, прогрессу у региональных журналистов есть, и это прекрасно. Если говорить о положительных переменах в журналистике уже военного периода, то их, что вполне закономерно, множество. С началом российской вооруженной агрессии в Донбассе активизировались журналисты, общественники, люди, неравнодушные к судьбе региона. Появилось множество информплощадок, пространств, открытых для всех желающих способствовать развитию региона и восстановлению мира. «Сонце України зійде на Сході» – часто в кругу друзей повторяем эту фразу.
по материалам РПД «Донецкие новости»