FreeСХІД.ua#36: тайны брошенных зданий, опасная вода Донбасса и бизнесмены «серой зоны»

В этом выпуске дайджеста FreeСХІД.ua: могут ли мошенники воспользоваться личными данными клиентов банков, оставленных на разграбление боевикам; как без проблем провезти ребенка через линию разграничения; за что граждане РФ попадают в тюрьмы группировок «ЛДНР»; кто открывает детское кафе в прифронтовой Красногоровке.

#FreeЗОНА

В 2014 году, когда жители активно покидали охваченный войной Луганск, спешно закрывались фирмы, банки и фабрики. Многие из них до сих пор стоят в запустении, став добычей для охотников за цветными металлами.

Владельцы этих зданий оставили там не только оборудование, которое просто нельзя было вывезти, но и документы, удостоверения и личные дела. Что будет, если содержимое пока еще закрытых сейфов попадет к мошенникам? Это выясняла Реальная Газета.

#FreeРАССЛЕДОВАНИЕ

За решеткой на подконтрольной группировке «ДНР» территории сегодня находятся сотни российских граждан – этой теме посвящено расследование «Новой газеты».

О чем можно узнать из материала?

  • Точное число граждан РФ, удерживаемых сегодня в неволе в «ДНР», назвать не может никто. Официально за четыре года было арестовано более 480 россиян. Встречались даже такие фантастические обвинения, как… шпионаж в пользу России! Сейчас в СИЗО осталось около 150 человек. Судьба остальных неизвестна.
  • Известны случаи, когда в СИЗО вспыхивали кровавые конфликты между пророссийскими боевиками и «блатными», сидящими еще с украинских времен.
  • Следствие на оккупированных территориях опирается во время делопроизводства как на Уголовный кодекс «ДНР», являющийся гибридом российского и украинского УК, так и на другие нормативные акты, вплоть до УПК Украинской ССР 60-х годов прошлого века.
  • На 30 суток любого человека могут арестовать на основании постановления, подписанного Александром Захарченко в августе 2014 года. При этом по факту люди могут сидеть годами вообще без предъявления обвинения.
  • После знаменитого декабрьского обмена пленными некоторые лица, выданные украинской стороной, сразу же были обвинены силовиками группировки «ДНР» в шпионаже.

#FreeПРАВО

Правозащитники из Общественной организации «Донбасс-SOS» рассказали, как пересечь линию разграничения с ребенком, которому еще нет 16 лет.

Из их подробной инструкции вы узнаете, нужен ли ребенку пропуск (нет, не нужен), с кем, кроме родителей, может проехать ребенок, как и где оформить согласие на пересечение, может ли доверенность быть выдана другим государством, может ли ребенок пересекать линию соприкосновения без согласия другого родителя и многое другое.

#FreeЦИФРА

В этот раз у нас снова пугающие цифры.

По данным экспертов Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в результате конфликта на Донбассе были разрушены или повреждены экосистемы, общей площадью 530 тысяч гектаров, в том числе 18 заповедников.

Зона боевых действий усеяна неразорвавшимися боеприпасами, устранение которых может занять годы или десятилетия. Экологи также сообщают, что загрязнение водного пути длиной 650 миль, порожденное конфликтом, представляет серьезную опасность для здоровья населения.

#FreeЦИТАТА

Вячеслав ЛИХАЧЕВ, координатор направления документирования нарушений прав человека «Восток-SOS»:

«Население освобожденной части Донбасса, несмотря на все патриотические декларации, которые звучат из Киева, не чувствует себя полноценной частью украинского общества. Это ощущение складывается в какой-то степени из предубеждений и вследствие пропаганды 2014 года, но в большей степени из-за многих факторов, из которых складывается политика Украины по отношению к освобожденным территориям».

По его словам, среди этих факторов – отсутствие полноценного украинского теле- и радиовещания, которое спустя 4 года после возвращения территорий под украинский контроль все еще не полностью покрывает некоторые населенные пункты.

#FreeH2O

Наши коллеги из издания «Информатор» разобрались со злободневными вопросами: можно ли пить воду из источников на Луганщине и купаться в местных водоемах?

Самое важное из этой публикации:

  • самая чистая водопроводная вода в регионе — в городе Северодонецк. Но даже там специалисты не советуют жителям пить воду прямо из крана;
  • на сельскохозяйственном севере области в колодезной воде часто находят нитраты (особенно опасно употребление такой воды для детей в первый год жизни, поскольку может привести к метглобинемии), а в шахтных поселках вблизи линии соприкосновения вода очень жесткая, потому что «приправлена» шахтными стоками;
  • купаться можно меньше чем в половине водоемов Луганщины — в 13 из 27.

#FreeЛЮДИ

Юрий РЫБАК, Горловка – Одесса

Юрий – сын депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака, которого одним из первых жестоко убили во время «русской весны» 2014 года. Семья Рыбака выехала после его похорон из Горловки. Сейчас Юрий – начальник патрульной полиции Одесской области.

Несколько цитат из его интервью:

«В одну часть нашего дома попал снаряд. Половина дома осталась без стен и крыши. Насколько я знаю, после этого ближайшие соседи заходили и растягивали то, что представляло ценность и можно было забрать… Первое время после отъезда мы пытались общаться с соседями, чтобы хоть понимать, что с домом, с могилой отца, но они называли нас хунтой. Так все связи и прервались. Что с домом на данный момент, мне не известно».
«Главной целью для меня было живыми и здоровыми вывезти из Горловки мать и сестру. И сделать это как можно скорее, любыми путями и способами. Мы выезжали на чужой машине по чужим документам. Причем на дорогах уже были организованы блокпосты, где проезжающих проверяли. Наши ориентировки уже были везде разосланы. Я лично, когда заходил внутрь одного из блокпостов, видел наши фотографии и данные паспортов на стенах. Кстати, среди этих вооруженных «контролеров» я узнал сотрудников ГАИ и других служб, которые очень быстро переметнулись к сепаратистам. И они сливали информацию, кто остается проукраински настроенным, кто выходил на митинги за Украину»…
«Когда мы с отцом беседовали, он всегда мне говорил: нужно работать на свой авторитет и делать карьеру, не жалея сил. Сжать зубы, терпеть, идти к своей цели и добиваться успеха».

Алиса СОПОВА, журналист, Донецк – США

Алиса – журналистка из Донецка, которая с 2016 года живет в США. Она работает в Гарвардском институте исследований России и Евразии, но часто приезжает в Украину, чтобы разобраться, как медиа освещают конфликт на Донбассе.

На своей странице в Фейсбуке она описывает истории людей, живущих вдоль линии разграничения, например, Родиона из села Опытное, что возле Донецка. Он, несмотря на все обстрелы, подозрения в шпионаже и ужасы происходящего, остался в селе и сейчас помогает выжить пожилым людям.

На днях вышло интервью с Алисой, в котором она анализирует основные тенденции современной журналистики в зоне ООС:

«Конфликт на Донбассе поставил большой вызов украинской журналистике, и, к сожалению, мы не справляемся с этим хорошо. Украинские журналисты, ошеломленные начальным информационным нападением со стороны России, не придумали ничего лучше, чем стать «патриотическими» «солдатами информационной войны», которые «борются в интересах Украины». Освещение конфликта быстро стало очень предвзятым и пропагандистским. Одной из самых тревожных тенденций является отказ от освещения чего-либо на стороне, контролируемой неправительственными организациями (и маркировка любой попытки сделать это, как измена), а также сосредоточение внимания только на военной стороне конфликта.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ из «серой зоны»

Жители прифронтовой территории у самой линии разграничения развивают свой бизнес. Гранты на поддержку предпринимательства им выделяет Международный Комитет Красного Креста.

  • Например, благодаря такому гранту в Марьинке ремонтируют Дома быта, куда в 2014-м было несколько прямых попаданий снарядов. 1 сентября планируют открыть для клиентов первые два этажа, но уже сейчас в здание возвращаются работавшие здесь предприниматели и разворачивают свои мастерские — например, по пошиву и ремонту одежды, в том числе и для военных.
  • А в соседней с Марьинкой Красногоровке открывают… детское кафе! Его хозяйка Татьяна КОЧАРОВА уверена, что маленькие жители Красногоровки ничем не отличаются от других детей, поэтому должны иметь место отдыха, где были бы игрушки, мультфильмы, мороженое и сладости. В планах открыть цех для собственной выпечки в соседнем с кафе помещении, а на праздники приглашать аниматоров.
  • Предприниматели из прифронтового поселка Тарамчук Татьяна и Александр приглашают на работу жителей соседних населенных пунктов на сбор урожая малины, кустами которой засажены 70 соток их земли. Супруги могут часами рассказывать о том, как они ухаживают за ягодами, чем обрабатывают, как собирают и продают.

#FreeБРЕНД

Теперь у Луганской области есть свой бренд.

Вместе с надписью «Луганщина моя» на брендированной продукции можно увидеть главный символ луганских степей — байбака, а также лошадь и лису. Эта символика украсит не только привычные чашки, брелоки и канцелярские принадлежности, но и носки. Еще Луганщина первая в Украине разработала собственный Тravelbox – интерактивное путешествие по живописным уголкам региона в режиме онлайн с помощью специальных 3D-очков. По мнению разработчиков, такие наборы станут хорошим подарком для гостей области.

#FreeТЕАТР

28 июля в киевском «PostPlayТеатре» состоялась премьера спектакля «Девочки-девочки», посвященного войне на Донбассе.

Премьерная постановка была необычной во всех отношениях. Во-первых, в этом театре нет привычных кресел. Во-вторых, вопреки ожиданиям, на сцене показывали не войну, а… ее восприятие девушками, которые — каждая на своем месте — защищают родную страну.

В спектакле действуют совершенно разные героини: военные, волонтёры, журналист, психотерапевт. Кроме объективных препятствий, связанных с войной, им приходится бороться с общественным мнением, которое не устает повторять сильным и целеустремленным героиням, что женщина не должна идти на войну. «PostPlayТеатру» удалось вызывать зрителя на открытый и честный диалог о дискриминации женщин на войне.

Донецкий пресс-клуб

 

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: