Сегодня многие переселенцы устали жить в состоянии ожидания. Четыре года назад, уезжая наспех, зачастую без документов, вещей и самого необходимого, никто не понимал насколько затянется ситуация. Тогда в разных городах — Харькове, Святогорске, Бердянске, Днепре и других — стали появляться места компактного проживания для ВПЛ. Помещения, где селили переселенцев, планировали как временные убежища на период военных действий в активной фазе.
Без планов на будущее
Общежитие для переселенцев на одной из центральных улиц Запорожья отремонтировала международная донорская организация. Подготовили к заселению определенную часть здания на первом этаже, оставшуюся — так и занимают коммерческие организации. Под временно перемещенных лиц из городской коммунальной собственности выделили 16 комнат, где четыре года живут люди, которые не имеют возможности арендовать жилье.
— Мы все здесь разные, — рассказывает переселенка из Донецка Ирина, — но хочется тишины и покоя на старости лет.
Женщина объяснила, что после привычки жить самостоятельно в отдельной квартире, достаточно сложно адаптироваться к условиям общежития. Она до сих пор не может окончательно смириться с той мыслью, что нет своего собственного «угла». И теперь приходится пользоваться общей кухней, туалетом и душевой.
— Сейчас живем с мамой, она пожилой человек и часто хочет отдохнуть. Поэтому мне, чтобы элементарно поговорить по телефону и ее не тревожить приходится выходить в коридор, — не скрывая слез, говорит Ирина.
Переселенка вспоминает, что в 14-м от обстрелов прятались в бомбоубежище. Из Донецка вчетвером приехали с одной большой сумкой, ее до сих пор женщина хранит под кроватью. Тогда расселяли в пансионате на Хортице, где первые месяцы кормили и обеспечивали кровом.
— Нам помогали с вещами, и как-то среди вещей нашли костюм медведя, — делится воспоминаниями Ирина, — одна из девочек говорит, что пишите сценарий, встретим здесь новый год. Я тогда ей в ответ — мол, чепуху не городи. Но вот уже скоро будем встречать 19-й.
Переселенка с благодарностью вспоминает то, что тогда их не оставили с больным отцом на улице, а поселили в общежитии.
— Четвертый год в таких условиях очень угнетает, больше всего давит бесперспективность,- делится своими переживаниями Ирина.
Женщина объяснила, что она уже на пенсии. Возможность приобрести жилье в ближайшем будущем не представляется реальной.
— Наши квартиры в родном городе находятся с обстреливаемой стороны. Мы бы может и хотели их продать, но кто и за сколько захочет их купить — неизвестно, — рассказала пенсионер.
На этих словах мы выходим с ней в коридор. Она показывает свой зимний сад в холле.
Попутно заглядываем в чистенькую кухню, заставленную электроплитами и холодильниками.
— Нам уже не первый раз говорят, что есть вероятность выселения. Это ж центр города и сколько нам здесь разрешат еще жить, никто не знает, — с грустью говорит Ирина.
Такая напряженная ситуация, по ее словам, остается с лета. Частые разговоры о переезде, выселении заставили пенсионера обратиться за медицинской поддержкой. Ирина заглянула в гости к Раисе Тимофеевне, к соседке, которая еще более тяжело пережила новости про переезд.
— После того, как стали активно говорить про выселение, я уже, было, пошла на почту купила мешки для вещей, — говорит Раиса Тимофеевна.
Но из-за переживаний у 79-летней женщины произошло ущемление нерва, и она второй месяц самостоятельно не передвигается.
— Вот если бы я писала статью, то так бы и назвала – жизнь на пороховой бочке,- советует Раиса Тимофеевна.
Она объяснила, когда услышала про переезд сильно разнервничалась, потому что не могла представить: как и куда она поедет дальше.
— Переезжать, а здоровья нет. Это так кажется, что сел и поехал, когда от войны бежали. А здесь видите — сколько вещей нажила, — говорит бабушка.
Пенсионер рассказала, что зарегистрирована в районной больнице, местный врач знает о ее проблемах со здоровьем. Что жизненно важные пенсионные выплаты также привязаны к существующему месту проживания. Стоит отметить, что смена адреса вынуждает переселенцев оформлять все выплаты и пособия заново. Женщина рассказала, что из небольшой пенсии, старается вовремя оплачивать коммунальные за свою комнату. Мечтает о том, чтобы была возможность семь квадратных метров, на которых она живет, приватизировать. И не переживать, что завтра снова попросят быть готовым к переезду.
Надежда на соцфонд
Недавние изменения в Закон Украины «Про жилой фонд социального назначения», что касается условий обеспечения социальным жильем внутренне перемещенных лиц, дают переселенцам право обратиться, и стать на очередь в местных громадах.
— Если раньше претендовать на социальное жилье граждане могли сугубо по месту регистрации, — объясняет вступившие в силу изменения Советник по вопросам ВПЛ в Запорожской области Анастасия Перепелица, — то теперь по фактическому месту проживания.
Все вступившие в силу изменения дают правовую основу для заселения ВПЛ в жилье коммунальной собственности, независимо от места регистрации. Эксперт уверена, что проблему с жильем такие меры кардинально не решают, но дают возможность точечно ее локализовать. Это будет только там, где соцфонды наполнены определенным коммунальным имуществом.
— Но зачастую таких общежитий или социальных квартир очень мало. К тому же на это жилье переселенцы претендуют на ряду с льготными категориями граждан, которые уже стояли в очереди. – обратила внимание Анастасия Перепелица.
Также нужно отдавать отчет себе в том, что данная категория жилья со временем не будет передана в собственность заселившимся. Как отмечает специалист это своеобразный неограниченный временем найм. Так как имеет статус социального, то доступно самым уязвимым и незащищенным украинским гражданам из числа ВПЛ. Но как только доходы человека ии его семьи превысят определенный уровень, то он должен будет передать социальное жилье обратно громаде.
Ирина Коростелева
Ирина Ярко
Материал создан в рамках проекта “ Преодоление проявлений дискриминации и снижение уровня конфликтности в громадах Запорожья и Запорожской области”, профинансированного как победитель Конкурса малых грантов проекта “Усиление Потенциалов Групп Внутренне Перемещенных Лиц” БФ “Право на защиту” при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Содержание этого материала является единоличной ответственностью “Громадська організація Донбаська Ініціатива Міст” и ни при каких обстоятельствах не может использоваться для отображения точки зрения БФ“Право на защиту” и\или National Endowment for Democracy (NED).