Как зарабатывают люди на КПВВ «Станица Луганская»: детальный рассказ луганчанки

Жительница оккупированного Луганска, пишущая под псевдонимом Яна Викторова, рассказала о работе КПВВ «Станица Луганская» глазами рядового обывателя.  Она особо детально описала работу так называемых «тачечников» и способах их заработка. Об этом пишет «BBC-Україна».

Далее мы приводим прямую речь автора рассказа.

Волею судьбы последние три дня я провела на пункте пропуска между «ЛНР» и Станицей Луганской. Этот странный оплот цивилизации, расположенный перед бетонным мостом за пределами Луганска — последний рубеж «республики» перед участком «серой» зоны и контролируемой Украине территорией.

Рядом с мостом — вполне развитая инфраструктура: пункт обогрева Красного креста, почта, блокпост, стоянка легковых автомобилей, автобусная остановка, контейнеры с мусором и туалеты.

На площади перед блокпостом есть крытый навес. У него дежурит бригада «скорой» и «полиция».

Время от времени здесь можно увидеть миссию ОБСЕ.

Я обзвонила знакомых, которые перебирались на другой берег и ждала их возвращения. Как правило, это занимает целый день, поэтому за свои три дня ожидания я успела увидеть и понять, что все люди, населяющие это место, условно делятся на две основные категории: пенсионеры и те, кто зарабатывает на «переправе», — перемещениях через мост.

Ко второй группе можно отнести администраторов и логистов по перевозке грузов. Часто это невыездные люди, которые зарабатывают тем, что выстраивают цепочки по перемещению контрабандного товара из Станицы в Луганск, собирают его у грузовиков и рассчитываются с таксистами и «тачечниками».

Администраторы — это те, кто встречает «тачечников» и отнимает у них яблоки, сыр, колбасы, пекинскую капусту и конфеты. До недавнего времени основным товаром здесь были шампиньоны. Однако эти грибы не внесли в реестр ни запрещенных, ни разрешенных к перевозке продуктов и, соответственно, просто запретили транспортировать.

Всего в зоне моста — несколько таких администраторов, на каждого из которых, в свою очередь, работают до нескольких десятков «тачечников».

Далее идут таксисты — перевозчики фруктов, которые доставляют их от моста до оптовых рынков Луганска. На каждом килограмме яблок администратор зарабатывает от 10 рублей наценки на разнице между стоимостью закупки и продажи на оптовом рынке Луганска. С этой разницы и оплачивается работа водителей и «тачечников».

После таксистов в иерархии этой странной пирамиды профессий идут именно «тачечники». Их заработок стабильный — 300 гривен в день. В эту сумму входят перевозки 75 килограммов груза от автовокзала Станицы Луганской к так называемой «серой» зоне — отрезку моста и участка протяженностью в три километра после него, автостоянки на стороне «республики».

Еще не так давно разрешалось перевозить по несколько сотен килограммов товара и делать несколько ходок в день, но с введением ограничений по весу, перейти границу разграничения можно только один раз — с грузом весом до 75 килограммов, якобы для личного пользования. При этом от 8 до 21 килограмма весит сама только тачка.

«Тачечники» работают и на одном, и на другом берегу реки. Они стоят в очередях так же, как и все, кто желает перейти через мост. Ждут. Их рабочий день часто начинается в 4 утра и заканчивается около 5 вечера.

Легкой эту работу не назовешь. Погода, очереди. К тому же, тачку надо толкать мостом, удерживать на деревянном участке разрушенной конструкции и изо всех сил толкать вверх — по временно установленных деревянной лестнице.

Если перевозчик не в силах справиться с задачей своими силами, на участке всегда найдутся те, кто за 35 гривен поможет пронести тачку: спрос рождает предложение. Если кому-то нужно доставить в Луганск фрукты, найдутся и «тачечники», и носильщики, и таксисты.

На кону — не только заработок, но и риски потерять груз, не удержав вес тачки. Берут на такую ​​работу по знакомству и по рекомендациям. Каждый «тачечник» имеет собственную тачку и тряпку, которая нужна, чтобы скрыть груз от посторонних глаз. На ночь тачки замками крепят к мосту — там они ждут до утра.

Если присмотреться, увидим среди «тачечников» как сильных мужчин, так и хрупких женщин — вчерашних менеджеров, шахтеров … Но заработок в 300 гривен считается более привлекательным.

А еще между «тачечниками» и пенсионерами природный конфликт: одни мешают другим и наоборот. «Тачечник» в этой очереди зарабатывает, тогда как пенсионер уверен, что выживает.

Высшая каста «тачечников» — толкатели. Это те, кто толкает тачки с людьми. Другими словами, это рикши, адаптированные под перевозку людей на специально оборудованных грузовых тачках, которые оборудованы мягким сиденьем.

Услугами «тачечников» пользуются люди, которые не могут передвигаться самостоятельно — в силу возраста или состояния здоровья. Попасть в толкатели почти невозможно. Это — отдельный клан, к которому берут исключительно по протекции и с собственным транспортным средством.

Трансфер из одного пункта пропуска на другой стоит 500 гривен. Довозят пенсионера прямо на автовокзал в Станице Луганской. Весь путь — около трех километров. Разрушенный участок моста надо либо переходить самостоятельно, или, по состоянию здоровья пассажира, переносить его на руках.

Перевозки только через сам мост обойдется в 300 гривен. Еще летом прошлого года эта услуга стоила всего 100.
Номера телефонов таких толкателей заботливо хранят. В 500 гривен входит проезд без очередей с одного берега на другой.

Услугой часто пользуются люди с инвалидностью, а также те, кто не может передвигаться самостоятельно просто в силу возраста.

Посчитайте: проезд в обе стороны — 1000 гривен. Проезд на такси — скажем, в Алчевск и обратно — 700 рублей (примерно 290 грн). Это почти вся минимальная украинская пенсия. Точнее одна из двух за 58 дней, в которые линию разграничения нужно пересекать тем, кто получает пенсию от Украины.