Более 5000 человек из неподконтрольных территорий Донбасса пересекли линию разграничения, чтобы проголосовать на выборах президента. Об этом заявил представитель Уполномоченного по защите прав военнослужащих Олег Трофименко.
Сколько из тех, кто приехал в воскресенье с оккупированных территорий, действительно проголосовали? И почему столь упало количество тех, кто пересек линию разграничения в это воскресенье — ведь обычно их количество достигает 20 000 в сутки в обе стороны? Об этом пишет в своем материале «Радио Свобода».
«Все прошло быстро, не было никаких проблем», — говорит луганчанин Алексей. Он утром прибыл в Станицу Луганскую, чтобы проголосовать на выборах президента. Вместе с ним голосовали еще несколько человек из Луганска, но в целом поток из оккупированной части области был маленьким.
«Людей настолько не было на КПВВ, не могли набить автобус на Станицу», — рассказывает очевидец.
Российские гибридные силы на подконтрольной им территории еще за неделю распространяли слухи, что заставляли людей волноваться, безопасно ехать через линию разграничения в день выборов. А утром в день выборов сепаратисты на страницах «ВКонтакте» распространили объявление: «31 марта СБУ проводить проверки и задержания жителей оккупированной территории для установления их причастности к вооруженным формирований группировки «ЛНР».
В день украинских выборов были заявлены два митинга с концертами в Луганске и Донецке: людей заставляли прийти кнутом (разослали распоряжение быть бюджетникам) и пряником (анонсировали концерт российских звезд). Сначала отменили концерт российских звезд. Затем — и митинги в обоих оккупированных городах.
«В телефонограммах, что рассылались по бюджетным организациям, отмечалось, что такими митингами планируется показать протест против украинских выборов. А потом, наверное, они сами себя запугали тем, что возможны диверсии. До кого-то, наверное, дошло, что эти митинги — это лучшая площадка для этих диверсий реальных. А также для того, чтобы не привлекать внимание к этим выборам», — комментирует отмены концертов в оккупированных Донецке и Луганске главный редактор «Острова» Сергей Гармаш.
Люди и сами опасались, что боевики в пунктах пропуска будут их подозревать: идут, чтобы голосовать за украинского президента.
«Большинство боится идти в этот день через КПВВ. Но те, кто хочет проголосовать, собираются ехать заранее, чтобы не было проблем», — рассказал накануне выборов житель Луганска.
«Некоторые граждане из оккупированной территории мне лично звонили и говорили, что хотят проголосовать, но не знают, как к этому отнесутся оккупанты, «потому лучше побудем дома», — сказал представитель омбудсмена в Донецкой области Павел Лисянский.
На КПВВ в день голосования было спокойно. Избиратели с территории ОРДЛО были, но очень мало.
«В 11 казалось, что людей будет много-много, но на 17 часов мы видели, что только около 5-я часть избирателей пришла проголосовать», — рассказывает Анастасия. Явка в прифронтовом населенном пункте оказалась небольшой.
«Несмотря на то, что явка была невысокой, никто не сказал, что не надо было проводить здесь выборы. Все люди сказали: они рады, что у них появилась возможность проголосовать», — говорит журналист.
Несколько избирателей, которые шли на выборы из ОРДЛО, встретил журналист и на пункте пропуска в Донецкой области. Женщина, которая шла в Марьинку, поделилась: идет голосовать, чтобы жить вместе с другими украинцами, а не как сейчас, «одни здесь, другие там». Другие избиратели из оккупированной территории делились неохотно, говорили: так решили, и как можно быстрее шли дальше.
Жители ОРДЛО шли проголосовать, несмотря на запугивание группировок «ЛДНР» и слухи. Процедура, предложенная Центризбиркомом (изменение места голосования), сработала. Тем, кто решился на это, удалось проголосовать за своего кандидата без происшествий и провокаций.