В прифронтовом Золотом – 3 Луганской области (более известном в народе, как поселок Стахановец), нет работы, нормального транспортного сообщения, школа на грани закрытия, а детсад и ДК уже почили в бозе. Как поживает прифронтовой поселок, который вскоре могут покинуть украинские военные, рассказал волонтер БФ «Восток-SOS» Милан Зайцев.
«Расположение не на самой линии фронта, а в паре километров от нее, конечно же, не спасло жителей и строения в поселке от снарядов, обрушенных сюда с 2014 года. С начала боевых действий Стахановец практически полностью опустел, поскольку был лишен надолго и бытовых коммуникаций, и всякой связи с остальным миром – остались только «прелести» военной жизни. Соответственно, сам компактный поселок с собственной школой и ДК пострадал от обстрелов сильно.
Амбулатория находится в типичном для поселка двухэтажном здании и занимает часть первого этажа. Остальные жильцы отсюда съехали и вряд ли вернутся.
В крышу прилетал снаряд, ее перекрывали, но впоследствии были еще осколочные попадания. Сейчас крыша снова течет, что вызывает постепенное разрушение здания. Да и лестница на второй этаж в аварийном состоянии: всего за несколько минут при нас упало несколько кусочков конструкции. К тому же в стенах уже значительные трещины. Год назад в здании установили новый отопительный котел. До этого амбулатория была вообще без центрального отопления, из-за чего строение ржавело, сырело и разваливалось изнутри.
Штат амбулатории невелик. Терапевт и педиатр приезжают извне раз в неделю. К другим специалистам нужно выезжать самостоятельно в Горское либо Лисичанск. В помощь государственным медикам работает мобильная бригада организации «Врачи мира», приезжающая в поселок раз в неделю для приема и обследования жителей.
Дикая ситуация и с транспортом в поселке. Совсем рядом находится КПВВ «Золотое», куда время от времени привозят полюбоваться бесполезно открытым пунктом пропуска депутатов Верховной Рады и других чиновников. Сюда же постоянно заезжают журналисты, а в последнее время АТО-шники для протеста отведению украинских войск.
Но в это же время из Стахановца довольно сложно выехать в областной центр (Северодонецк). Ходит единственный автобус. Отправление в 6:10. И всё. Он даже не имеет обратного маршрута. Зато местные таксисты вас довезут за 100-150 гривен до центра Золотого или Карбонита. А до районного центра (Попасной) нужно добираться с пересадками. Либо жители «скидываются» на одну машину, работающую по принципу такси. Как выжить в таких условиях людям, имеющим проблемы со здоровьем, тем, у кого нет высокого дохода (а таких большинство), – сложно представить.
Поселок вымирает. Школа на грани закрытия по причине отсутствия не только учителей, но даже детей – их всего 13. За несколько лет до начала боевых действий из-за аварийного состояния в Стахановце закрыли ДК, а через некоторое время «на ремонт» закрылся и детский сад. Совсем рядом шахта «Золотое», еще работающая со смешными показателями добычи, просто чтобы не закрыться окончательно и, конечно, на откачку воды, дабы не случилось экологического коллапса. Зарплаты работникам выплачиваются примерно с трехмесячной задержкой.
Кроме шахты из мест трудоустройства есть магазин, собственно, школа и амбулатория.
В целом, поселок выглядит уныло и без особых надежд на прогресс. Вывод украинских войск с его территории может и решит проблемы, приносимые самими военными, но опустошит и без того немноголюдное Золотое-3.
При отсутствии общегосударственного виденья восстановления экономической жизни в прифронтовой зоне, говорить о попытках местных пассивных администраций улучшить условия жизни для возвращения людей или попробовать привлечь бизнес… всё это выглядит слишком фантазийно», — резюмирует волонтер.