Стреляют или нет: как живет Золотое после отвода войск (видео)

В Золотом Луганской области завершили разведение сил и средств. Звуки войны в населенном пункте теперь не слышны, говорят местные жители.

Подробный репортаж о том, что творится в Золотом, сняли журналисты «Реальной газеты».

— Не стреляют. Отошли хлопцы, я даже не знаю, где они там есть, с богом, пусть ушли и все, а то ж было ни с того, ни с  сего: тра-та-та, господи, у меня уже честное слово, сердце не срабатывает, мне кажется вот когда-то бахнет, остановится и всё, — рассказывает Валентина Резник, жительница Катериновки.

— Разошлись обе стороны, чтобы друг друга не видели и будет тишина. Вот она наступила тишина, я так думаю. Лишь бы она только прижилась. С маленькой тишина получится большая тишина, как дерево, как почечка, пошло-пошло, выросло большое дерево и дало свои плоды. Так и здесь,- надеется местный житель Алексей Обухов.

Эта колючая проволока теперь разделяет границу ответственности украинских военнослужащих и демилитаризованную зону. Она простирается более чем на километр в каждую сторону.

— Эта сетка отгораживает нас грубо говоря, там наши старые позиции, куда мы не можем переходить и никого не подпускать с той стороны, если кого-то замечаем, значит мы докладываем вышестоящему руководству. И дают нам команду: стоит ли нам открывать огонь и идти вперед, — объясняет военнослужащий ВСУ Олег назначение сетки на линии разграничения.

— Вы можете наблюдать: по просьбе мониторинговой миссии ОБСЕ была нарисована линия, линия, от которой осуществляется разграничение, рассказывает Владимир Фитьо, пресс-офицер оперативно-тактической группировки «Север», и указывает на начерченную красной краской полосу.

В течение пяти дней военнослужащие Вооруженных сил Украины вывезли всю технику и вооружение на новые позиции возле пункта пропуска «Золотое». Теперь там справа и слева размещаются новые траншеи армейцев, построены не вручную по-старинке, а специальной техникой.

— Чтобы вы понимали, если бы вручную рыли, в зависимости, если бы ребята там днями и ночами их рыли, возможно бы, за неделю, а так вырыт за считанные часы, рассказывает военнослужащий ВСУ Роман.

Олег рассказывает, еще месяц назад в его подразделении никто не мог представить, что будут разводить войска в Золотом. Но поступил приказ, и военные его выполнили.

— Мы подчиняемся верховному главнокомандующему, т. е. армия — это не то место, где демократия: хочу, буду-не буду. Т.е. Мы выполняем приказ, — делится он.

На новом наблюдательном пункте противника не видно, говорит Владимир. Теперь задача украинских военнослужащих — следить, чтобы их старые окопы не заняли боевики.

— Будем надеяться, что они не будут занимать наших позиций, а если будут какие-то провокации со стороны противника, то мы буквально минут пять и занимаем свои рубежи обратно и занимаем оборону, — рассказывает военнослужащий ВСУ Владимир о возможном плане действий украинских военных.

По словам представителей совместного центра контроля и координации, разведение произошло с обеих сторон. Боевики также отвели свои войска. Теперь разница между позициями составляет два километра. Это позволит двум сторонам не видеть друг друга и исключит возможность использования стрелкового оружия.

— Хочу отметить, что участок номер два «Золотое» получил название потому, что рядом находится крупный населенный пункт «Золотое», так и участок разведения называется «Золотое. На деле, как вы видите, этот населенный пункт вовсе не входит в границы участка разведения, здесь как была жизнь под контролем украинской власти, так она и продолжается, — рассказывает Александр Борщевский, руководитель украинской стороны Совместного центра контроля и координации

Разведение войск коснулось жителей Катериновки — населенного пункта, который находится всего в нескольких километрах от Золотого-4. Там в демилитаризованной зоне оказалось 86 домов, в которых живут 150 людей, семеро из них — дети. По словам представителя СЦКК, выезжать они не планируют. А безопасность там обеспечивают наряды полицейских.

— У нас работают 4 патруля — это в Золотом-4, два патруля вы видели только что в Екатериновке, — рассказывает об охране правопорядка заместитель главы Национальной полиции Украины Вадим Троян.

В населенном пункте работает магазин, с доставкой продуктов проблем нет, говорят местные. А вот с медициной и углем — есть. Эти проблемы здесь существуют с начала конфликта.

— Вот так вот при смерти — надо до блокпоста пешком или нанимать машину. А вот у Симоненко был инфаркт, так что, на плечах нести или что? Я не знаю, — жалуется жительница Катериновки.

— Раньше ходили в посадку, дрова собирали. Сейчас не пойдешь — растяжки, мины. Уголь, я жизнь проработал на шахте, заработал этот уголь, но я его не могу привезти. Вон, требования лежат, две бумажечки, а угля у меня нет. Четыре месяца шахтеры без зарплаты! Зеленский вот приезжал! Ну что, решили вопрос? Как были люди без денег, так и сидят! – рассказывает ее односельчанин Николай.

Разведение сил и средств в Золотом может стать настоящим прорывом для всей Луганской области. Здесь еще в 2016 году Украина подготовила все для открытия первого автомобильного КПВВ на Луганщине. Но процесс постоянно блокировали представители группировки «ЛНР».

— Теперь, когда они друг друга не видят здесь возможно запустить КПВВ, именно это КПВВ будет автомобильного назначения, так как в Станице — там пешеходный мост, пешеходный переход. Если та сторона будет к этому готова, будет открытым КПВВ для автомобильного транспорта и пешеходного. Вот для этого, чтобы здесь случайно не летали пули, какой-то солдат с необережности может нажать на курок, чтобы люди были в полной безопасности — вот основная миссия для начала этого разведения, объясняет руководитель украинской стороны Совместного центра контроля и координации Александр Борщевский.

Новый глава Луганской ОГА Сергей Гайдай сообщил, что получил предварительное согласие на открытие пункта пропуска со стороны боевиков. Вскоре должен начаться процесс разминирования территории и демонтажа старых фортификационных сооружений с обеих сторон. Полностью весь процесс разведения обещают закончить до конца этого месяца.