Владимир Вятрович: о Сталине, Путине, Бандере и переписывании истории

Историк, писатель, экс-глава Украинского института национальной памяти и народный депутат ЕС Петра Порошенко рассказал нам о переписывании истории, противоречивых героях, «совках» в головах современных политиков, фракции пятого-го президента и Медведчука.

Про Сталина

Когда в Украине популярность Сталина с каждым годом падает, в России совсем противоположная ситуация. В 2020 году 59% россиян считают его великим деятелем русской истории, а в 2021 году он стал персоной №1 в русской истории. Это доказывает, что мы не один народ. Сталин на самом деле один из крутейших менеджеров расширения Российской Империи. Но если говорить про нормальные отношения, права людей, то он преступник, потому что реально уничтожил миллионы людей. Но россияне, к сожалению, к этому не готовы. В их ментальности отпечаталось – жить в  дерьме, в болоте, но главное, чтобы «за державу не было обидно». Главное «чтобы нас боялись». На самом деле это страшные комплексы.

Про Русь-Украину

Предложение переименования Украины в Русь считаю абсолютно глупым и вредным.

Это наоборот сыграет на руку русского мира и Путина. Потому что Русь – это не вся Украина. Украина гораздо шире, чем Русь географически и хронологически.  Украина на мировой арене обрела своё имя и если мы теперь назовемся Русь-Украина, что будет по-английски Russia-Ukraine, то это абсурд. Это не только взбаламутит украинцев внутри страны, но и навредит Украине на внешнеполитическом грунте. За этим вполне могут стоят евразийские симпатии Ареситовича к евразийской молодежи, а также его контакты с Дугиным и другими российскими фашистами.

Про желание Зеленского «наследить в истории»

Что касается Зеленского и его величия, это уже немножко болезненно. «Большая стройка», «большой герб», «большая реставрация»…Это желание наследить в истории. Хотя на самом деле возможности Зеленского на посту президента коллосальны: еще ни один президент прежде таких не имел. Большиснтво в парламенте, свое правительство, свои правоохранительные органы, толерантная судебная власть. Если бы Зеленский имел представление, то он бы сделал много для этой страны. Но он не имеет. Ему лиь остается написать на учебнике истории «здесь был Вова». Это уровень его амбиций. Клиповое мышление: как бы так сделать, чтобы оно классно смотрелось, а остальное не важно. Но государство – это все гораздо серьезнее. И здесь искренность намерений Зеленского абсолютно не есть оправданием его некомпетентности. Мы уже утратили 2,5 года.

Про закон про олигархов, Порошенко и его телеканалы

Это опять клиповое мышление. Пришли, сказали: мы утвердили закон про олигархов. И как это изменит траекторию развития страны? Никак. Они все это прекрасно знают. Когда утверждали бюджет, у министра финансов спросили: сколько вы ожидате от этого? Нуль. Для меня закон про олигархов – это желание Зеленского захватить четвертую ветвь власти- это медиа. Именно то, что делал путин в начале 2000-х.

Порошенко – олигарх?

Олигарх в оппозиции – это просто оксюморон.  Потому что олигарх  — это симбиоз власти и ресурса. Человек в оппозиции не может быть олигархом. Порошено, в отличии от олигархов Ахметова, Фирташа, взял на себя политические функции. Сначала как президент, теперь как депутат. Он не прячется в тени.

О том, как Путин подтолкнул украинцев к осознанию себя

Здоровый национализм, как реакция на внешнюю агрессию – это абсолютно правильная реакция украинского общества. Это то, чего не хватало украинцам много лет. И здесь, как ни удивительно, свою роль сыграл Владимир Путин своей «русской весной» 2014 года. Он разбудил и вывел на качественно новый уровень украинский патриотизм, когда украинцы, независимо от этнического происхождения, считали себя украинцами и готовы были защищать эту страну, с оружием в руках, рискуя отдать своё здоровье и даже жизнь. В этом украинцы не уникальны, это опыт многих стран.

Полное интервью с Владимиром Вятровичем смотрите здесь: