Вместе с зимой на офис президента надвигается идеальный шторм. Три фактора совпали во времени так, что могут снести не Банковую – а страну. Сегодня – о настоящем цунами, которое накрывает нас в турборежиме.
Экватор – так в политике называют середину срока полномочий – сложное время для любого президента. Эйфория от победы прошла, проблемы наваливаются снежным комом, политические оппоненты атакуют, рейтинги падают. Это естественный процесс, который прошли почти все предшественники Зеленского. Ему до сих пор везло. Но в свою третью зиму на Банковой и на экватор своего президентства – Зеленский выходит как на подмостки, на которые надвигается идеальный шторм.
Три критических фактора бросают вызов человеку, которому фарт до сих пор помогал проскочить, как говорили о Кравчуке, между капельками. Первый – обострение паранойи у Путина с его извращенными мавзолейными фантазиями про «один народ». Западные спецслужбы демонстрируют снимки, свидетельствующие о новом стягивании россиянами войск к украинским границам. Их численность оценивается более чем в 100 тысяч, и есть основания полагать, что это не очередное бряцание оружием ради устрашения, как было весной.
Во-первых, вооружение на этот раз носит более наступательный характер. Во-вторых, за этими новыми ротациями вооруженных бурят может стоять как раз расчет на то, что после весеннего напряжения у украинских границ все воспримут и этот «выездной парад» — как «ну попугают и снова отойдут».
Не исключено и то, что и газовый кризис в Европе, и мигрантский кризис на границе Беларуси и Польши диктатор Путин создал руками диктатора Лукашенко для того, чтобы миру было не до Украины. А многим на Западе и без того не до Украины. Особенно в старой Европе, глубоко поражённой «синдромом Шредера».
За 20 лет Путину удалось собрать в правлениях своих Газпромов целую коллекцию почетных европейских пенсионеров – бывших канцлеров и министров, которые за грубые нефтерубли являются для него еще одним инструментом гибридной войны и продвигают в Европе его поддержку и интересы. А в ситуации с Украиной план у Путина один: он мечтает войти в историю как собиратель земель русских. Он об этом четко сказал в статье об Украине: ему нужен один народ, частью которого в его вымышленной версии истории — Украина.
И в рамках выполнения своей «исторической миссии» Путин создает в Европе кризис за кризисом в расчете на то, что за их дымовым занавесом Запад даст ему как минимум «принудить к миру» Украину на его условиях. А в идеале вообще вернуть ее в «родную гавань», где эти клептоманы 8 лет назад уже припарковали наш Крым. И угроза нападения России этой зимой – это лишь первый вызов, стоящий перед Зеленским прямо сейчас – внешний. Второй вызов ждет президента внутри страны, и это тоже война: разборки с олигархами, которые Зеленский анонсировал в виде закона о статусе олигархов.
И, несмотря на скепсис, некоторые олигархи включились в театрально объявленную президентом войну еще до выстрела стартового пистолета. Как Петр Порошенко, попытавшийся вывести из-под действия закона свои телеканалы, переоформив их на других лиц за неделю до вступления закона в силу олигархов. А главное — как Ринат Ахметов, авансом «обиделся» на Зеленского за то, что вскоре именно его, Ахметова, фамилия — инвестора, мецената и благотворителя безальтернативно будет открывать какой-то там маргинальный перечень.
Список олигархов, очевидно, символически будет начинаться буквой А. А — Ахметов — однозначно подпадает не под три из 4 критериев, а под 4 из четырех. Джек-пот! У Ахметова не столько испугались возможных последствий попадания в список олигархов, сколько возмутились на навешивание ярлыков на мецената номер один. И ресурсов его лишь одного вполне достаточно, чтобы попытаться досрочно демонтировать власть, держащуюся на таких не слишком надежных столбах, как слепая народная любовь и в доску «свои», но не очень компетентные люди на ключевых должностях по всей вертикали.
За два с половиной года президентства двусторонние отношения олигарха Ахметова и президента Зеленского деградировали от «конфетно-букетного» периода — до потасовки посуды и раздела имущества. В начале президентства Зеленского Ахметов по его просьбе даровал государству скорые, давал деньги на войну с коронавирусом и по словам «бывших» самого Зеленского, наполнял конверты для содержания «слуг народа».
Уже на экваторе Зеленского Ахметов шантажирует президента веерными отключениями света, расшатывает президентскую фракцию изнутри и мочит его со своих телеканалов. В своем карманном телевизоре владелец футбольного клуба «Шахтер» собрал настоящую ветеранскую сборную — антикварную коллекцию спикеров, пучок «бывших» Зеленского и даже такое политическое животное, как Арсен Аваков. Все они достаточно обижены на Зеленского для того, чтобы теперь на стороне владельца «Шахтера» вместе сыграть против президента — и не в футбол, а в кальмара. Как это работает, Зеленский знает с ним же снятого сериала. С одного фланга телеканалы Ахметова, еще недавно устраивавшие теплые ванны Зеленскому и Ермаку, сегодня валят в сторону Банковой напалмом, используя наименьший удобный повод и политиков из старой обоймы в качестве снайперов.
Все эти персонажи, собравшиеся под зонтиком Ахметова — от пула сбитых спикеров до Ляшко, Авакова, Гордона и Смешко, стремятся к одному — власти. «Программа нашей партии проста: мы хотим рулить государством». И в этом их цели совпадают с целями Ахметова – он тоже хочет, чтобы ТАКИЕ люди заправляли в государстве – понятны, договороспособны и «по понятиям». Со второго фланга – еще один вчерашний спикер Разумков, еще вчера валивший антиолигархический закон, а сегодня пополнивший коллекцию Ахметова, активно прилагает усилия, чтобы уничтожить изнутри монобольшинство и запустить сценарий досрочных выборов. Ну а с третьего – прирученные бюрократы на всех властных ступенях продолжают помогать империи Ахметова и зарабатывать и отбиваться от многомиллиардных коррупционных обвинений.
Последние примеры — скандал вокруг того, как директор госпредприятия «Гарантированный покупатель» выплатил империи Ахметова более 3 миллиардов гривен, наплевав на запрет правительства. И скандал вокруг новой попытки слить дело «Роттердам+», в котором на руку Ахметову сыграл даже бывший замгенпрокурора Виктор Чумак, с этой же формулой несколько лет и воевавший. Вдобавок к этому Ахметов действительно может устроить «темную» всей стране и заставить нас сидеть, как в 90-е, без света, тепла и «зрелищ».
Потому что Ахметов, несмотря на то, что Антимонопольный комитет Зеленского упорно отказывается называть Ахметова мопонополистом на рынке энергетики — монополист, и выключатель у него в руках. И вот со всем арсеналом хозяин этой классической олигархической империи, мимикрирующей под инвестиционную империю, в ближайшие месяцы будет демонстрировать Зеленскому, кто здесь «авторитет». И всячески пытаться сохранить то положение вещей, в котором он, Ахметов, умеет и хочет зарабатывать и существовать.
Ну и последнюю войну этой зимой Зеленскому придется вести с вредителем в миллиарды раз меньше Ахметова, но не менее сокрушительным — вирусом. В борьбе с КОВИД-19 команда Зеленского уже второй год на шаг позади. Украина уверенно входит в топ стран с наибольшим ростом числа заболевших и умерших за сутки. Потому что ошибки власти генерируют более эффективно, чем оперативные решения.
Если бы «Вовину тысячу» или даже две пожилым людям предложили за вакцинацию год назад, и не в виде виртуального билета на Олега Винника, а в форме реальных бумажек с лицом Вернадского или Сковороды — то и эффект был бы другим, и последствия — и в количестве потерянных жизней и в денежном измерении для пострадавшей от локдаунов экономики. Я уже молчу о таких «вдохновляющих» нациях истории, как о слуге-антивакцинаторе Камельчуке, который призывал не вводить ковид-паспорт с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Выдержат ли резиденты Банковой зимнюю войну сразу на три фронта? Выдержит ли Офис этот идеальный шторм? Удастся ли шестому президенту, как первому, пройти следующие три месяца между капельками ледяного дождя? Да еще и в условиях, когда чуть ли не еженедельно мины подкладывают не только политические оппоненты, а свои же – трухины, мецгеры и татаровы? Есть вопросы.
Самое парадоксальное. Этот идеальный шторм всех нас — в диапазоне от слепо поддерживающих Зеленского до тех, кто его откровенно презирает — ставит в ситуацию, когда вполне очевидно, за кого надо было бы болеть. Ибо в войне Зеленского с олигархом Ахметовым и кремлевским агентом Медведчуком – раковой опухолью на теле государства есть олигарх и агент Кремля. В войне Зеленского с Путиным – х**лом однозначно является Путин.
В войне Зеленского с коронавирусом нейтрализовать нужно все же вирус. При единственном условии. Если война с Ахметовым и Медведчуком – будет войной, а не попыткой кастрировать аппетиты старых олигархов в пользу новых. Или снять еще две серии сериала под названием «СНБО по пятницам», чтобы «потеребить рейтинг».
Если в войне с Путиным задачей будет отстоять независимость и отбить свои территории, а не поставить корявую точку или скорее три точки в истории восьмилетней войны. Лишь бы «просто перестали стрелять». Если в войне с вирусом конечной целью будет скорее обуздать вирус и вернуться к нормальной жизни, а не хайпануть и распилить бюджеты.
Насколько осознает эти угрозы и эту опасность сам президент? Дважды министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфельд написал правила поведения в Белом доме на все случаи жизни. Одно из них звучало так: «Цена пребывания рядом с президентом Соединенных Штатов – это умение говорить ему правду и неприятные вещи».
Рядом с действующим президентом Украины людей, способных говорить ему неприятную правду – мало или нет. Зато вокруг него слишком много Ермака, Подоляка и Арестовича. И слишком мало рамсфельдов. К сожалению, как сказала когда-то пресс-секретарь Зеленского, перед тем как уйти работать к олигарху Ахметову.
Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media