Государственный переворот, мятежники в Литве, 200 уголовных дел об их спонсоре, и новая формула «Роттердам+» теперь у Коломойского – все это произошло в нашем «политическом борделе» за минувшую неделю.
Информация о государственном перевороте, который неделю назад анонсировал Зеленский, была интересной, но малейший анализ в стране переводил ее в статус забавной. Нет малейших оснований считать, что переворот в Украине возможен. На Банковой поняли, что в их политтехнологию никто не поверил и поэтому им пришлось что-то придумывать. И мамин пиарщик Арестович предложил убить Бутусова. Но не в буквальном смысле слова. Идея заключалась в том, что Бутусов может стать сакральной жертвой, на которую пойдут мятежники, чтобы разжечь общественный протест против власти. Потому что накануне журналист, якобы поссорился с президентом на пресс-конференции и Арестович начал проводить параллель с убийством Гонгадзе и акцией «Украина без Кучмы».
Фантазии штатных пиарщиков Банковой сложно воспринимать серьезно, а верить в них невозможно. Но ведь президент уже анонсировал переворот 1 декабря – и не воспользоваться случаем было глупо. Поэтому в акцию протеста, на которую до заявления президента никто не обращал внимания, должна была привлечь внимание всех телеканалов и журналистов.
Когда вице спикер парламента Александр Корниенко заявил, что за участие в перевороте людям обещают по тысяче гривен, организаторы акции приняли это на вооружение. Появились шутки: если за участие в перевороте платят по тысяче гривен, то среднестатистический украинский революционер может позволить себе 7-дневное участие, так чтобы это было не слишком затратно для его бюджета. Так люди намекали на то, что за участие в «перевороте» готовы даже заплатить.
Но акция на Майдане показала, что таких в Украине не так уж много — по скромным оценкам вечером 1 декабря на протест собралось порядка 5-7 тысяч человек. После примерно часового митинга они организованной походкой отправились вверх по Институтской в Банковую. Я был убежден, что на площадь перед офисом протестующих по традиции не пускают, тем более там по давней традиции накануне начали устанавливать каток, прямо как Янукович «елку».
Это могло стать поводом к серьезным стычкам. Учитывая, что порядок в центре столицы в тот день охраняли около 4,5 тысячи полицейских и нацгвардейцев, это могло бы выглядеть зрелищно. Но этого не произошло и никаких препятствий правоохранители не чинили. Люди как на экскурсии прошлись Банковой и на память бросили по монетке на ее лестницу, как символ коррупции в офисе президента. К 22:00 участники акции и полиция разошлись по домам.
Это была видимая сторона переворота. Одна из участвовавших в протесте организаций – «Национальный корпус» Белецкого, а сам белый вождь тесно и навсегда в восприятии украинцев связан с бывшим министром внутренних дел Арсеном Аваковым. И когда мы вспоминаем это имя, ситуация начинает казаться более серьезной.
И на этой неделе мы узнали еще одно подтверждение того, что на самом деле все более чем серьезно. Помните это сообщение – там, где он с Шустером, Гордоном, Гройсманом и Комаровским заявляет, что все именно так как мы подумали. Возможно, если бы он знал, что о них всех вместе взятых думают украинцы, он бы так не писал. Пост Аваков написал из Литвы, куда они вместе поехали праздновать день рождения Шустера. В этом ничего такого нет, все эти персонажи частые гости его передач можно было бы сказать, чтобы Шустер занимался настоящей журналистикой, а не продвижением интересов владельца канала.
Накануне 1 декабря появилось расследование «Украинской правды». Оказывается, на дне рождения Шустера кроме тех, кого мы увидели на фото, был еще один персонаж – Ринат Ахметов. Ахметов после 2014-го отошел на второй план в политических разборках, пытавшийся наладить неформальные связи с президентами и парламентскими фракциями, так чтобы решать свои вопросы чужими руками, теперь открыто возвращается в большую политику. То, что Ахметов был на праздновании, подтвердил педиатр Комаровский и сделал он это не случайно. Ахметов не просто возвращается, он открыто возвращается.
Генеральная прокурорша Украины Ирина Венедиктова написала длинный пост, в котором хоть и пыталась не называть все ясно, но некоторые фразы не оставляют места для двусмысленности. «В последние недели, мы с вами стали телезрителями разнообразных необычных шоу», — здесь речь однозначно идет об информационных атаках каналов Ахметова на власть.
Почему именно Ахметова? Ибо она фактически прямо говорит о ком речь владельца нескольких известных телеканалов, угольных предприятий, предприятий в сфере энергетики, такие формулировки не оставляют места для двойных трактовок. Но важно, что она обещает сделать этому неназванному человеку. «Я имею право в такой острый для страны момент активизировать расследование целого ряда уголовных производств» — и вот еще. «Мы провели предварительный анализ всего массива уголовных производств и выяснилось, что речь идет о более чем 200 делах». Давайте это обращение к Ахметову переведем обычным языком так: если ты не успокоишься и продолжишь информационные атаки на Зеленского, эти 200 дел мы реанимируем и пустим их в работу, но поверь, 200 это не предел, их на самом деле куда больше.
Это прямая угроза, я не знаю, пугает ли она Ахметова, но если любое из тех дел вдруг дойдет до суда –заявление Венедиктовой для судьи будет означать только политические преследования. А значит, любое из этих дел заранее обречено на провал. Если не в украинском суде, то в Европейском суде по правам человека — точно. Может ли Венедиктова этого не понимать? Скорее понимает – цель у нее другая. Никто и не рассчитывает на расследование, суд и привлечение Ахметова или его людей к ответственности.
Заявление генеральной прокурорки – угроза обычная. Если бы речь шла об установлении справедливости, надо бы не выкапывать старые 200 дел, а довести до логического завершения только одно дело Роттердам+, которое под руководством Венедиктовой упорно пытались похоронить. А для того, чтобы его сдвинуть с мертвой точки, нужно завершить конкурс на назначение главного прокурора САП и назначить победителя. САП новый антикоррупционный прокурор может оказать существенное влияние на скорость процесса.
Именно люди Олега Татарова из офиса президента делают все, чтобы процесс затянуть. На этой неделе заседание конкурсной комиссии в очередной раз сорвалось, потому что люди Татарова опять на него не явились. Сам Татаров за несколько месяцев до назначения на должность в ОП лично сопровождал Ахметова на допрос в НАБУ. А его бывшие партнеры адвокаты по объединению Креденс до сих пор оказывают услуги Ахметову. Где в этой истории деолигархизация, которую так горячо и искренне обещает нам Зеленский? В истории с Ротердамом Коломойский выглядит более убедительным деолигахизатором, чем Зеленский. Как бы это смешно ни было, но именно заводы Коломойского продолжают судиться и требовать, чтобы дело о Роттердам+ не закрыли. Хотя у Игоря Валерьевича другая мотивация, я не удивлюсь, если он скажет, что Ротердам+ может быть только у одного олигарха, на двоих ее не хватит.
Теперь вы будете смеяться — Коломойский с 1 декабря действительно имеет свой собственный Ротердам+. Компания Коломойского подписала соглашение на поставку топлива для УкрЖД на сумму 150 млн, а цена топлива определяется по формуле, которая так и называется «Ротердам+» механизм кстати тоже тот же — цена состоит из средней стоимости топлива на бирже в роттердаме плюс стоимость доставки.
Это и есть настоящий госпереворот, пока Владимир Зеленский демонстративно сражается с олигархами, на практике мы видим, как те же олигархи продолжают обогащаться и избегать ответственности. А Зеленский снова выйдет не сцену, вернее на трибуну Верховной Рады и расскажет, как все у нас в стране хорошо. Что он и сделал на этой неделе во время ежегодного послания. Может, на самом деле не все так плохо?
Вы помните, как барон Мюнхгаузен разгонял тучи, и никто не мог ему отрицать, потому что небо действительно было ясным и безоблачным. Так же Владимир Зеленский на этой неделе остановил государственный переворот. Один из штатных политтехнологов Зеленского так и сказал. Анонсированый переворот не произошел, потому что Зеленский его предотвратил. Так на полном серьезе и сказал. Безумие, скажете вы? Да, безумие, отвечу вам я! Зато здесь весело.
Антон Голобородько для YouTube канала «Є питання» и Informator.media