«Зрада» или «перемога»: о чем договорились Путин и Байден

Три ключевых тезиса, которые прозвучали после встречи Путина и Байдена, звучат так: те вещи, которые мы не сделали в 14-м – мы готовы сделать сейчас. Страна должна сама выбирать, с кем ей вступать в альянсы. Если Путин хочет, чтобы по Северному потоку пошел газ, он должен взвесить риск вторжения в Украину.

Несколько недель истерики и повышения ставок Москвой и Вашингтоном завершились двухчасовой встречей двух самых влиятельных. О чем говорили – версии сторон разошлись, при чем сразу. Российские пропагандисты с пафосом солгали россиянам, что переговоры были жесткими и тет-а-тет, даже переводчики  были изолированы, написал  главный геббельс Путина – Соловьёв. Хотя за спиной Путина на обнародованном Кремлем видео стоял чувак в черном. А Белый дом выложил фото, на котором рядом с Байденом сидит его команда. Поэтому сомнительную российскую версию договоренностей отложим. Американскую версию сразу после переговоров озвучил советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан. Байден выдвинул Путину два условия. Он прямо сказал президенту Путину, что если Россия продолжит вторжение, США и наши европейские союзники отреагируют сильными экономическими мерами. Мы предоставим Киеву дополнительную военную помощь, еще большую, чем сейчас. А также усилим наших союзников по НАТО в ответ на эскалацию.

Байден сказал Путину, что есть другая опция – «деэскалация и дипломатия». Американские журналисты спросили Салливана, означает ли это, что Соединенные Штаты отправляют в Европу своих солдат? Ответ был фактически утвердительным.

«В случае дальнейшего вторжения России в Украину, военной эскалации в Украине, очевидно, многие наши союзники на восточном фланге — страны Балтии, Румыния, Польша и другие будут все больше обеспокоены вопросами своей безопасности и территориальной целостности. Мы ожидаем, что они будут искать дополнительные возможности и потенциально дополнительное размещение сил. И Соединенные Штаты будут искать способ дать положительный ответ на такой запрос – в случае дальнейшего вторжения в Украину».

Чем пригрозил Путину Байден в ответ на агрессию – усилением присутствия американских войск в Европе. Ответ явно не понравился слушавшим Салливана в Москве. Так выглядит, что все напряжение последних недель Путин искусственно создал с единственной целью – «принудить» Байдена к встрече, чтобы выдвинуть новый ультиматум, как раз обратное: Запад должен дать России гарантии «нерасширения НАТО на восток». В переводе с кремлевского это означает ручкой на бумаге зафиксировать, что Украину никогда не примут в Альянс. Этот тезис Путин выдвинул 1 декабря, и через неделю под давлением сообщений о подготовке Кремля к нападению на Украину Белый дом согласовал дату встречи. Фактически Путин добился того, о чем давно грезит — чтобы с ним считались, чтобы самый влиятельный человек мира, Байден, сел с ним за стол делить по-новому глобус.

Тезис о НАТО Путин Байден действительно озвучил. Именно НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории и наращивает военный потенциал у наших рубежей — сообщает Россия. «Усвоение украинских территорий американцами» — это тот же тезис, который продвигают в Украине телебордели Медведчука и Ахметова.

Американцы утверждают, что никаких обещаний не принимать Украину в НАТО Байден Путину не давал. «Говорю вам четко и прямо, что Байден не брал никаких обязательств и не давал обещаний. Он стоит на позиции, что страна сама должна выбирать, с кем ей вступать в альянсы» заявил Джейк Салливан, советник Джозефа Байдена по нацбезопасности.

Это не должно внушать иллюзию того, что Байден – проукраинский президент и наш Бандера, и в разговоре с Путиным он отстаивал наши интересы. На самом деле у Байдена особо не было шанса быть покладистым в разговоре с Путиным. Такого шанса его лишили его же собственные избиратели и политические оппоненты, которые бы не простили, если бы Байден публично пошел на какие-то уступки Кремлю. Такую слабость и унижение президенту в США не спустили бы.

Об этом последнюю неделю писали американские СМИ: Байдену предстоит продемонстрировать жесткость. Жесткости ожидала от Байдена и Украина. Перед встречей в СNN вышло интервью с новым украинским министром обороны. Алексей Резников был традиционно резким. Он заявил, что даже теми силами, которые стянула Россия под украинские границы, Украину захватить невозможно. Что на русскую силу можно отвечать только силой. И что русские солдаты уедут из Украины домой в гробах. В России у них будут такие же могилы. Почему, за что россияне собираются гибнуть? 175 тысяч российских военных – это недостаточно, чтобы наступать на Украину. Я не верю что Россия победит Украину. Это будет кровавое месиво.

Публичная часть разговора Байдена с Путиным не дала ответа на вопрос, будет вторжение или нет. Администрация Байдена после разговора с Путиным не верит, что решение у Кремля на столе. То, насколько публично и открыто Путин «будто бы» готовится к нападению — может быть свидетельством того, что никакого нападения не планировалось. С военной точки зрения устроить драматическое ожидание перед вторжением в Украину – нет смысла. Нет смысла показательно стягивать войска к границам с Украиной, если ты хочешь на Украину напасть. Нет смысла давать врагу, то есть нам, столько времени на то, чтобы подготовиться давать отпор. Скорее, это показательное взимание войск было элементом повышения ставок перед торгами – с обеих сторон. Россия давила заявлениями и бряцаньем оружием. Байден накануне встречи вел переговоры с европейскими лидерами, собирая «антипутинскую коалицию».

И вот чем он пригрозил Путину в случае вторжения в Украину: «Я сейчас смотрю вам в глаза и говорю, что так же Байден посмотрел в глаза Путину сегодня и сказал, что те вещи, которые мы не сделали в 2014-м, мы готовы сделать сейчас», отметил Салливан.

Речь идет о жестких экономических мерах. Все карты открывать советник безопасности Байдена не стал. Но эти карты открыли американские СМИ. Источники CNN в американских политических кругах утверждают, что на столе – новые санкции против членов ближайшего круга Путина, энергетических компаний, и то, что в США называют ядерной опцией. Нет, это не ядерное оружие, а отключение России от системы SWIFT.

SWIFT – это международная межбанковская система осуществления платежей. К ней подключены более 12 000 банков в мире. Отключение SWIFT ударит по российскому бизнесу и банкам, они не смогут проводить операции с зарубежными банками и будут отрезаны от собственных средств за пределами России. Экспортерам и импортерам придется придумывать новые способы расплачиваться по международным контрактам — например, возить деньги чемоданами. Это может оказаться мощным ударом по российской экономике.

Россия входит в тройку лидеров по количеству транзакций в SWIFT, а по их объему – она десятая в мире. И она станет третьей страной в мире, которую отключат от SWIFTа. Две другие – Иран и КНДР. Какие-то внутренние аналоги, как российский «МИР» позволит россиянам свободно торговать разве что с Венесуэлой.

И это должно было стать таким ударом еще в 2014-м. Возможно, были бы спасены тысячи жизней в Украине. Возможно, не приходилось бы 8 лет спустя Западу выбирать между войной и позором.  Решение об отключении России от SWIFT зависит от Европы: это европейская система со штаб-квартирой в Бельгии. И не исключено, что эту опцию Байден с европейцами согласовал.

Жесткие экономические санкции – это второе, чем пригрозил Путин Байдену. Третье – Северный поток-2.

«Что касается СП-2, факт остается фактом: газ не течет по Северному потоку-2. Это значит, что она не работает. А это значит, что он на самом деле не рычаг давления для Путина, а рычаг давления для Запада. Потому что если Путин хочет, чтобы по этой трубе пошел газ, он должен взвесить риск вторжения в Украину», — заявил Салливан.

Заявление Салливана прозвучало неоднозначно. Его можно воспринимать, как крутой элемент давления на Россию – мол, только суньтесь в Украину и СП-2 будет вечно стоять сухим, как Сахара.

Для Кремля важно запустить СП и с экономической точки зрения, потому что туда вливают миллиарды долларов и газ продавать надо, потому что экономика России все еще держится на том, что они выкачают из недр. И с политической – потому что в Кремле СП-2 рассматривают как инструмент влияния и на Украину и на Европу. С другой стороны, за этим заявлением может стоять и история печальная. Если все это напряжение вокруг наших источников Путин создал с той целью, чтобы ему перестали совать палки в колеса в процессе запуска СП-2 – то он своего, возможно, добился.

Создавать проблемы, чтобы потом их решать за вознаграждение – это любимая тактика Путина. Он мог создать иллюзию вторжения в Украину – чтобы потом создать иллюзию, что он передумал и отступил в обмен на беспрепятственный запуск СП-2. И если в этом Байден Путину подыграл, это будет видно в ближайшее время.

Еще один момент, в котором может содержаться измена —  Минские договоренности. Накануне встречи было опасение, что снять эскалацию за нашей спиной Путин и Байден договорятся, заставив нас идти на существенные уступки в этом вопросе. Минские договоренности и нормандский формат действительно были одним из главных предметов разговора – об этом сообщили и в Кремле, и в Белом доме. В Вашингтоне раздалась фраза, намекающая на то, что Белый дом уже обсуждал какие-то шаги в этом направлении с Офисом президента Украины.

Госсекретарь Блинкен говорил накануне с президентом Зеленским. Они действительно выступили с конструктивными идеями по поводу того, как продвигаться по дипломатическому пути дальше. Что за конструктивные идеи Офис Владимира Зеленского озвучил офису Байдена — неизвестно. Официальный разговор президентов США и Украины отложили на четверг. Перед этим Байден намерен переговорить с европейскими лидерами. Здесь еще могут ждать неприятные сюрпризы.

И американцы, и россияне после встречи отметили, что в разговоре Байдена и Путина звучали параллели со второй мировой войной. В версии Кремля прозвучало это так: президенты в этом контексте вспомнили о союзничестве двух стран в годы Второй мировой войны. Подчеркнули, что принесенные тогда жертвы не должны быть забыты, а союзничество должно служить примером для выстраивания контактов и совместной работы в сегодняшних реалиях. И это опасная историческая параллель в контексте тайных договоренностей вокруг Северного потока и минских соглашений.

Ситуация вокруг Украины должна бы напомнить и Байдену и Европе одну из главных ошибок Запада во второй мировой — когда молчаливое согласие Британии и Франции, унизительное и унижающее, позволило фюреру аннексировать часть Чехословакии. После чего Гитлер понял, что так можно. И начал пожирать Европу дальше.

Намереваясь сейчас договориться с Путиным по-хорошему, Запад, возможно, снова оказался на пороге печального выбора между войной и позором. И если западные лидеры повторят этот выбор, они повторят и другую ошибку, о которой говорил Черчиль.

Каждый надеется, что если он будет достаточно кормить крокодила, крокодил съест его последним. Все надеются, что шторм закончится, прежде чем сожрет их. Но боюсь, шторм не кончится. Он будет бушевать и реветь все громче и масштабнее.  Шторм не пройдет, как показывает история.

И как сказал CNN министр Резников «Идея не провоцировать Россию – не работает. Ибо уже была Грузия, Солсбери, Крым». Но для нас это не повод ни упрекать Запад за слабость, ни злорадствовать, когда российские танки попрут на Европу новенькими украинскими дорогами. Русские же своих имперских мечтаний и не скрывают. Для нас всех, и для тех, кто временно принимает ключевые решения в нашем государстве, пауза в вошедшей войне после разговора Путина с Байденом — это еще одна отсрочка во времени и пендель, чтобы осознать, что к войне нужно готовиться, и беспощадно наказывать тех, кто продолжает на войне воровать.

Вышло разгромное расследование команды Дениса Бигуса о том, как у министерства обороны украли миллиард гривен, выделенный на строительство трех складов боеприпасов — вместо сгоревших арсеналов в Ичне, Калиновке, Сватово и Балтии. Вам точно не понравится, что на пороге нового вторжения русских орд вместо складов боеприпасов за миллиард построили то, что даже под свинарники нельзя использовать.

И это наша общая ответственность, точнее безответственность. И Порошенко и Зеленского, и их ботов. Потому что в схеме – и чиновники минобороны времен Порошенко, и скандальный застройщик Никитась, подельника которого – Олега Татрова отмазали от наручников или браслета коррумпированные суды и прокуратура уже при Зеленском. И Никитася, боюсь, скоро отмажут. И эти недостроенные арсеналы во время войны – это поразительный пример того, как коррупция – убивает. И не отдельного человека, а целую страну, стоящую перед угрозой физического уничтожения.

Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media