Большие деньги любят тишину: как из Коломойского делают «простого бизнесмена»

Куда исчез с радаров олигарх Игорь Коломойский и как живется империи «Приват» в условиях деолигархизации, объявленной президентом Зеленским? Что с многомиллиардными схемами, на которых паразитировал десятилетиями Коломойский?

Американские власти передали поздравления украинской судебной мафии и людям в Офисе президента, которые ее крышуют. Именно так следует воспринимать санкции, которой администрация Байдена наложила на идеолога коррумпированной украинской судебной системы Портнова и главу Конституционного суда Тупицкого.

Весь мир наблюдает за тем, как мы восьмой год пытаемся провести судебную реформу и бороться с коррупцией и олигархами. Сегодня очередь олигарха – наиболее демонизированного и связанного с офисом Владимира Зеленского. Как обстоят дела у лидера группы «Приват» Игоря Коломойского?

За последние полгода Игорь Коломойский — олигарх, которого со слов Зеленского на «плюсах» все боялись как черт ладана – почти исчез с радаров. В первые месяцы президентства Зеленского Коломойский, который нарисовался в Украине за 4 дня до инаугурации, будто соскочил с голодной диеты. Он раздавал интервью налево и направо, торгуя влиянием на новую администрацию. Что многие воспринимали, как желание выдать желаемое за действительное. Затем с десяток штыков по квоте Коломойского оказались в парламенте под предводительством медиакилера Дубинского и его бизнес-партнера Палицы. Потом люди Коломойского пытались рушить реформы, требовали вернуть олигарху Приватбанк, объявить дефолт, порвать с МВФ и взять кредит у Путина. Потом были общие фото Зеленского и Коломойского – в новом кабинете президента на Банковой. А потом Коломойского вдруг не стало. Не физиологически, а медийно. Все успокоились и решили, что страхи и слухи о влиянии Коломойского на Зеленского были преувеличены.

Я расскажу вам несколько историй о том, что происходит с Коломойским и его империей за занавесом тишины. Большие деньги тишину любят – так говорят не зря.

История первая: о том, как Коломойскому отключили свет. 16 мая 2019 Коломойский возвращается в Украину. 20 мая проходит зрелищная инаугурация Владимира Зеленского. Уже через полтора месяца Коломойский берет под контроль Центрэнерго. Это один из самых крупных государственных производителей электроэнергии. Подмял его под себя олигарх классическим украинским способом – организовал назначение в руководство «своего» человека. И стал доить. Чтобы «обезопасить бизнес», центральный офис Центрэнерго перевезли из столицы — в лес! и забаррикадировали забором с колючей проволокой, военизированной охраной, а подъезд перекрыли трактором. Первый премьер Зеленского Гончарук попытался вышвырнуть новоиспеченный менеджмент Коломойского из госкомпании. Но вскоре выбросили самого Гончарука — из-за медийной атаки, организованной анонимными телеграмм-каналами и медиакиллерами Коломойского.

Центрэнерго доили «друзья» всех президентов: с помощью тех же схем, на которых при Зеленском паразитировал Коломойский — при Порошенко паразитировал его бизнес-партнер Кононенко. При Януковиче на схемах в Центрэнерго паразитировала сама «Семья». Схемы и при Януковиче, и при Порошенко, и уже при Зеленском, были просты и прибыльны.

С согласия Банковой ставишь управлять компанией «своих» людей, и зарабатываешь на ней сверхприбыли через собственные карманные фирмы-прокладки, зарегистрированные в оффшорах. Твоя фирма-прокладка покупает дешево газ – и перепродает его с золотой наценкой Центрнерго. Покупает дешево уголь – и перепродает его с золотой наценкой Центрнерго. И наоборот – твоя фирма покупает у Центрэнерго электроэнергию, произведенную из того газа и угля, на которых ты уже заработал – вдвое дешевле рыночных цен. Заработанное выводишь в оффшоры.

Такой «бизнес» на государстве принес империи Коломойского миллиарды. Знал ли об этом Зеленский, или как обычно? Менеджмент Коломойского выбросили из Центрэнерго только через 2 года – этой весной, когда против олигарха ввели санкции. Нет, не СНБО и Данилов – а Соединенные штаты. И только после введения американцами санкций в бизнес-центр партнера Коломойского – Тимура Миндича – пришла с обысками СБУ. В том же деле схем на Центрэнерго. После санкций США продолжать разрешать Коломойскому доить государственное предприятие стало слишком токсичным.

История вторая о том, как Коломойскому дарят нефть. В высоких кабинетах Банковой и Грушевского обдумывают еще один план, на котором Коломойский может заработать миллиарды долларов. Это план разделения с Коломойским еще одной гигантской госкомпании, на которую он наложил лапу — Укрнафту. Это крупнейшая нефтегазодобывающая компания Украины. Она добывает более 80% нефти плюс газ. И имеет огромную сеть с полтысячи заправок по всей Украине. В этой компании структуры олигарха тоже паразитируют уже десятки лет. С 90-х ее совладельцем стала группа «Приват». Контрольным пакетом акций владеет государство. 42% принадлежит структурам олигарха. Но фактически рулил там всегда Коломойский – так же через контролируемый им менеджмент. И тоже зарабатывал миллиарды.

В начале 2021 года начались разговоры о распределении совместного бизнеса. Журналисты показали, как планируют делить скважины, заводы и заправки – по-братски. Государству —  самую убыточную часть, Коломойскому – наиболее прибыльную и перспективную. Плюс компенсируют полумифические долги, которые доказали структуры Коломойского в судах. Сейчас процесс подходит к финалу, но журналисты стали задавать вопросы.

Я попросила задать этот вопрос президенту на пресс-марафоне: в обмен на что Коломойскому отдают жирный кусок Укрнафты. В чьих интересах работают украинские суды, и в чьих интересах они занимаются политической проституцией. То ли из-за огласки, то ли из-за того, что «не договорились» — назначенное на 30 ноября собрание акционеров Укрнафты, на котором должны решаться вопросы развода государственных и частных, то есть приватовских, акционеров — не состоялось. Не пришли обе стороны.

Третья история о том, как Коломойский майнит биткоины, используя дешевую государственную электроэнергию под аккомпанемент заявлений о том, что всех нас ждут зимой веерные отключения. Энергоатом – еще одно гигантское государственное предприятие. Атомные электростанции, входящие в его структуру, обеспечивают до 70% электроэнергии в осенне-зимние периоды. В конце прошлой зимы Коломойский с бешеными скидками  купил электроэнергию у этого государственного предприятия, чтобы майнить биткоины на своих заводах. На фоне пугалок о веерных отключениях света государственная компания продает по дешевке электроэнергию частной компании с орбиты олигарха Коломойского, а он тратит ее на то, чтобы добывать себе криптовалюту.

По ориентировочным оценкам – добывал олигарх около 80 биткоинов в месяц. Это более 4 миллионов долларов. Этой историей уже занимается Национальное антикоррупционное бюро. Только на одной этой схеме, по которой коломойские компании покупали на нечестных аукционах электроэнергию со скидкой — государство могло недополучить более 4 миллиардов гривен.

После принятия госбюджета на 2022 год новый министр обороны Алексей Резников сказал, что в этом рекордном бюджете ему все равно не хватает, чтобы повысить зарплаты военным до приемлемого уровня, 18 миллиардов. Но эту бездну он планирует преодолеть за 3 года. Если бы Коломойский не майнил биткоины за счет Энергоатома, эту бездну Алексею Резникову удалось бы преодолеть гораздо быстрее.

В воюющей стране обогащаться на доступе к государственным ресурсам – значит воровать. В том числе и у военных во время войны. Можете воспринимать это как контрагумент к мнению о том, что Коломойский — патриот Украины и спас Днепр от судьбы «ЛДНР».

Возглавив Днепропетровскую ОГА Коломойский, вероятно, спас Днепропетровск и кусок страны от донецкого сценария. Неважно, что им двигало — желание спасти страну, свою задницу или азарт игрока. Каждый украинец должен был сделать на его месте то же самое. Засчитаем это Коломойскому в жирный плюс. И пусть справедливый суд, который когда-то накажет олигарха за финансовые махинации, отмывание средств и грабеж Украины — учтет это как смягчающее обстоятельство. А патриот он в основном собственных миллиардов. К схемам, иллюстрирующим положение Коломойского сейчас, можно добавить ряд других.

Например, историю о том, что связанные с Коломойским строительные компании входят в пятерку тех, которым отваливают самые большие подряды и дают больше всего заработать на Большом строительстве. Можно добавить и такие мелочи, как кучу общих знакомых, которые продолжают связывать окружение президента — с олигархом, который его президентом сделал.

Директор медиагруппы Коломойского 1+1 до сих пор считается соучредителем компании «Квартал ТВ» вместе с Сергеем Шефиром, первым помощником президента. А этим летом первый помощник президента Сергей Шефир зарегистрировал новую компанию, которая будет снимать кинофильмы и телепрограммы – Некст Лайн Продакшн – вместе с Тимуром Миндичем, давним другом и бизнес-партнером Коломойского и бывшим женихом дочери олигарха. При чем зарегистрировал тогда, как сам президент зарегистрировал антиолигархический законопроект. А в ноябре глава Офиса президента Андрей Ермак и президент Зеленский — без медведей и цыган, но с вертолетами праздновали день рождения Ермака в госрезиденции Гута, в компании того же Тимура Миндича. Ну, или готовили там международный съезд дипломатов — неважно.

Вы может, забыли или даже не знали кто такой Миндич. Это тот самый человек, который 16 мая 2019 года, за 4 дня до инаугурации Зеленского прилетел с Коломойским в Украину из Израиля, где олигарх скрывался несколько лет от Порошенко. Этот человек, с которым Коломойский работает, отдыхает и ходит на футбол. Все это эпизоды, которые показали журналисты. И из которых вы можете сделать выводы – как сейчас живется Коломойскому и есть ли у олигарха проблемы. Все эти проблемки Коломойскому создает не Офис президента, не генпрокуратура, не ГБР и не СНБО, как другим потенциальным фигурантам списка олигархов и откровенным коррупционерам.

Генпрокурор Ирина Венедиктова так «доблестно» расследует дело Привата, едва не выпускает топ-менеджера Коломойского из Украины — и перехватить самолет с ним удается лишь потому, что НАБУ оперативно приказывает его посадить. А подозрения еще нескольким фигурантам дела «Приват» подписывает только через 10 дней после того, как США вводят санкции против Коломойского. Так называемый Антиколомойский закон, запрещающий возвращать олигарху разоренный им Приватбанк, приняли потому, что это было условием получения очередного транша от МВФ. Главного парламентского лоббиста Коломойского — Дубинского, публично валившего все реформы и продвигавшего тезисы о «западном управлении» — исключили из президентской фракции только после того, как США ввели против Дубинского санкции и заблокировали его ютуб-канал.

Секретаря СНБО Алексея Данилова я спрашивала, будут ли украинские санкции против Коломойского, окажется ли он в списке олигархов: он не ответил. Даже на вопрос о том, почему против почти всех фигурантов санкционных списков США СНБО ввел санкции и со стороны Украины – а против Коломойского – нет. Команда власти отмахивается аргументом: в США Коломойскому запретили въезд, так что нам теперь тоже запретить въезд Коломойскому в Украину? Мы не против, правда. У него же паспортов – не два, а целых три. Так отпустите уже этого космополита на все четыре стороны.

Поэтому, простите, но хоть как-то на Коломойского хвост здесь, в Украине, наступают только под американским давлением, и то очень осторожно, кончиком туфли. А по-настоящему догоняют украинского олигарха в основном Госдеп, Байден и мифический Сорос. Из США поступает главная криминальная угроза олигарху – ФБР ведет против него расследование о покупке сталелитейных заводов и недвижимости в Америке за деньги, незаконно выведенные из «ПриватБанка». В любой момент они могут попросить о его экстрадиции. И поскольку договора об экстрадиции между Украиной и Америкой нет, никто не вынужден выдавать гражданина Коломойского ФБР. И Коломойский это прекрасно знает – поэтому он и прилетел сюда чуть ли не в день инаугурации Зеленского. Ибо действующая власть – ему не враг, а гарант безопасности.

Возможно, на Банковой думают, что в войне с Ахметовым, им нужен такой сильный союзник, как Коломойский со всеми его «плюсами» — и всеми его минусами. И что сейчас – не лучший момент воевать еще и с ним. Что если валить команду Зеленского одновременно начнут два олигархических национальных телеканала – Плюсы Коломойского и Украина Ахметова, и оба уложатся в новые политические проекты, то Боливар не отвергнет двоих. И человек, имея национальный телеканал, продавший избирателям Голобородька и создавший президента Зеленского, его и уничтожит.

Такой важный атрибут и инструмент удержания власти как собственный телеканал у президента появится уже послезавтра. В понедельник вы увидите вместо унылого парламентского телеканала «Рада» – новый «ЗИК» или новый «Прямой». Прямо сейчас команда президента, которой не хватает своего телевизора, в турборежиме создает себе телеканал. Руками человека, когда-то создавшего телеканалы Медведчуку и Порошенко.

Могут ли все аргументы для резидентов Банковой быть оправданием, чтобы не воевать с Коломойским так, как Банковая воюет с Ахметовым?  Если случайность – то инстинкт самосохранения возобладает над желанием построить здесь страну мечты, если такое было и есть. Если же стратегия, то…

6 лет назад, 8 декабря 2015 года, в украинском парламенте держал историческую речь Джо Байден — действующий президент США, а тогда еще вице-президент. Тогда мы остановили диктатуру, заставили бежать в Россию Януковича, который нас в Россию собирался развернуть, и надеялись на то, что сейчас мы уже точно начнем жить по-новому. Обращаясь к первому послереволюционному парламенту и новой Украине, Байден сказал: «Весь мир за вами наблюдает»…

Прошло шесть лет, за которые мы снова успели привыкнуть назад к тому, что можно воровать и не сесть. Паразитировать на госкомпаниях – и называть себя инвесторами и бизнесменами. Воровать в армии и считать себя патриотами. Воровать у врачей и кричать, что ты меценат. Закатать бюджетные миллиарды в асфальт, чтобы содержать депутатов – и называть себя великим строителями. Отмазывать от обвинений в преступлениях Татаровых, Трухиных, Вовков и Коломойских – и бить себя в грудь, доказывая, что ты против коррупции.

Мы не должны к этому привыкать. Слишком дорого мы заплатили за эти уроки, чтобы смириться с мнением, что изменения в нашей стране — невозможны, и что винтики этой сломанной системы будут еще долго, а может всегда крутиться так, как было до. До Майдана и до войны, потому что якобы, как говорят в президентской фракции, «коррупция в ДНК украинцев просто зашита». Нет, коррупция не зашита в ДНК всех украинцев, и это излечимо. Пора давно или начинать отрубать руки друзьям или сбросить маски – и вешать уже портреты. Но весь мир за нами, несмотря ни на что, до сих пор наблюдает и помогает. По крайней мере, пока что.

Елена Трибушная, для YouTube канала «Є питання» и Informator.media