С 2014 года на территории Луганской и Донецкой областей сотрудники общественной организации «Проліска» зафиксировали более 10 фактов ненадлежащего захоронения людей в населенных пунктах вблизи линии разграничения.
Об этом рассказал эксперт по вопросам адвокации ОО «Проліска» Игорь Сосонский, передает ZMINA.
Фиксировать захоронения волонтеры начали еще в 2014 году, когда на Донбассе велись активные боевые действия. Однако по сей день, по словам Сосонского, от родных поступают сообщения о подобных случаях. К примеру, в селе Старомарьевка жители похоронили на местном кладбище мужчину, погибшего в собственном доме в результате пожара. Оформить должным образом документы по поводу смерти не удалось.
«Это населенный пункт с ограниченным доступом. Органы местных властей там не работают, органы экстренной службы не заезжают», – рассказал Сосонский.
Похоронами людей, умирающих на территории вдоль линии разграничения из-за обломков попавших в дом снарядов или из-за мин, обычно занимаются неравнодушные.
«Был случай в Песках, когда мужчина был похоронен возле многоквартирного дома. Осенью кто-то топил печку, чтобы согреться, и мужчина умер от угарного газа. Его не смогли вывезти, и не в чем было похоронить. Кто-то взял какие-то доски, и зарыли у подъезда, поставили крестик», – рассказала уроженка поселка Пески и работница «Проліска» Людмила Ведькал.
По ее словам, это не единственный случай в поселке, о котором известно волонтерам. Также они знают о стихийных захоронениях, вероятно, шести человек на дороге поблизости.
«О нем мы узнали от военнослужащего, увидевшего, что по дороге собаки таскают части тела. Вероятно, там шесть человек. Их похоронили… ну, присыпали землей, чтобы собаки не растягивали. Идентифицировать удалось только одного мужчину, который имел паспорт в пиджаке. Пройти туда нельзя, потому что эта часть простреливается», – рассказала она.
Начальник гуманитарного центра «Проліска» в Авдеевке Родион Лебедев рассказал, что случаи ненадлежащего захоронения были не только в отдаленных населенных пунктах, но и в городах: «В Авдеевке – городе, где работали местные органы власти, все равно таких людей находим. Знаем о случаях, когда люди лежат до сих пор без документов и не перезахоронены».
В то же время, по словам Сосонского, надлежащее захоронение и установление фактов смерти людей у линии разграничения на подконтрольной правительству территории – это долг государства.
«Украина ратифицировала некоторые Женевские конвенции, и, согласно протоколу конвенции от 1949 года, на государство возложена обязанность безотлагательно принимать все возможные меры для розыска умерших и захоронения их должным образом. Это касается не только военнослужащих и комбатантов, но и лиц, погибших в результате военных действий или естественной смерти», – сказал он.
Неустановление фактов смерти приводит к нарушению прав родных, которые к тому же не могут посетить могилы погибших. В ОО «Проліска» подчеркивают, что обращались в профильные министерства с идеей создания специальной комиссии, которая бы регулировала вопросы поиска и установления подобных мест. Родственники людей, похороненных там, могли бы по замыслу получать благодаря работе комиссии документы и в дальнейшем решать вопросы наследия и захоронения.
«На сегодняшний день мы получили письмо от Министерства развития громад и территорий Украины, которым нам предложено устанавливать факт смерти через суд. Хочу отметить, что установление факта смерти через суд – тяжелая и затянутая процедура. Это труднее, чем установление этого факта в административном порядке органами местных властей», – подчеркнул Сосонский.
Начальник гуманитарного центра «Проліска» Лебедев вспоминает о случае, когда родственники получили в суде подтверждение смерти близкого человека, похороненного неправильно: «Но не всегда так получается. Есть люди, которых убили, и с ними следует поступать согласно другой процедуре, и родственники хотят этого».