Команда президента и Зеленский лично лишают Украину международной поддержки. Делают они это в критический для нашей независимости момент, когда Россия продолжает стягивать войска к украинским границам, когда весь цивилизованный мир солидарно выступает в нашу поддержку и считает оставшиеся дни, чтобы предотвратить наступление.
Доходит до того, что в США думают, как поддерживать в Украине партизан, если правительство будет свергнуто россиянами. В этот момент цинично без аргументов и объяснений, люди из команды президента нарушают обещание, которое Зеленский дал Байдену – избрать главного прокурора для Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Если вы думаете, что это недоразумение, что Зеленский не знает, что рано поднимать панику – то нет.
21 декабря должно было состояться финальное заседание конкурсной комиссии по избранию руководителя САП. Лично Зеленский обещал Байдену еще 1 сентября, что это произойдет немедленно и в соответствии с демократическими практиками. 4 месяца, это достаточно немедленно? Если посмотреть, как члены конкурсной комиссии, которых делегировали слуги Зеленского, затягивают процесс, то лучшими практиками там и не пахнет. А в меморандуме с МВФ, который подписал президент, премьер, министр финансов и глава НБУ в ноябре 2021 года, сказано, что избрание прокурора САП завершится до конца месяца. То есть, еще три недели назад. Цена выполнения этого обещания 2,2 миллиарда долларов, что нам эти деньги не нужны?
А какого милого мы наблюдали этот цирк? В момент, когда конкурс уже завершился, и нужно было утвердить результаты и победителя, чистая формальность. Казалось бы, уже все ничто не может остановить процесс — произошло то, чего никто не ожидал уже. 5 членов комиссии, которых делегировала Верховная Рада, отказались голосовать. Независимые иностранные эксперты Драго Коса и Ноны Цоцория не могли поверить, что это возможно.
Глава конкурсной комиссии не скрывала, что хочет затянуть объявление победителя еще на несколько дней. Не хотела, чтобы члены комиссии голосовали за результаты. И откровенно об этом говорила. Международные эксперты были против, потому что конкурс завершился, и оглашение имеющихся результатов — это формальность. Надо было констатировать победу одного кандидата детектива НАБУ Александра Клименко. Но делегированные Верховной Радой члены комиссии отказались это делать. Зачем это им? Ведь все знают, что это обязательство Украины перед иностранными партнерами, это прямое обещание президента. Ответ прост – они хотят сорвать конкурс и у них есть способ, как это сделать.
Накануне волчий суд ОАСК принял надуманное решение, блокирующее этот конкурс. Вот только проблема – оно вступает в силу через 30 дней, когда истекает срок для подачи в апелляцию. Так что эти 30 дней нужно протянуть. Учитывая, что на носу новогодние праздники – это кажется возможным. И члены комиссии об этом прямо говорят. Это сказал Андрей Гуджал, он в комиссию предложен Григорием Мамкой, бывшим ментом, а сегодня депутатом от ОПЗЖ.
Слугам не хватает голосов, чтобы сделать комиссию ручной и потому полтора года назад заручились поддержкой ОПЗЖ, и за это отдали им одно место. Вот это и есть настоящая борьба с пятой колонной Кремля в Украине. Кстати, Татаров писал отзывы к научной работе Мамки, а во время защиты был его оппонентом. И вот теперь Гуджал, предложенный Мамкой в комиссию, убеждает, что нельзя объявлять результаты до того, как решение волчьего ОАСК вступит в силу.
Не это ли не связанные вещи между собой? Совпадение – да. Венедиктова, генеральный прокурор Зеленского, тоже помогает в этом деле. Ее прокуратура сообщает, что денег на судебный сбор, чтобы подать в апелляцию конкурсной комиссии, она не даст. Прокуратура официально заявила: пусть международники заплатят несколько тысяч гривен судебного сбора, если они не хотят, чтобы конкурс на руководителя САП сорвался.
Такие поступки находятся за пределами добра, зла и здравого смысла. Речь идет об исполнении обязательств Украины, которые дал лично президент, ключевым партнерам, которые должны жертвовать своими экономическими интересами на сотни миллиардов долларов ради того, чтобы остановить нападение Путина на Украину. Может, у членов комиссии есть какие-то аргументы, почему они так подставляют Украину?
Глава конкурсной комиссии Екатерина Коваль без прикрас заявила, что она хочет затянуть процесс, пока в силу вступит решение волчьего ОАСК. То есть, она хочет сорвать конкурс и подставить всю страну. Зачем это ей? Неужели она на прямую дорогу продалась? Напрямую вряд ли – но у нее есть интересный знакомый, заместитель главы Офиса президента Олег Татаров.
Как выяснили журналисты, эти двое, Татаров и Коваль работали вместе в рабочей группе созданной тогдашним министром юстиции. И это совпадение? Точно нет. Как отказ от участия в голосовании объясняла Коваль? Для установления победителя не хватило одного голоса, голоса главы комиссии, ведь председатель несет наибольшую ответственность за результаты.
Международные эксперты уже не выдерживали и сдержанно, но откровенно говорили, что они думают о происходящем. Драго Кос в прошлом был главой комиссии по борьбе с коррупцией Совета Европы. Он смотрел квадратными глазами на происходящее. Поверить в это было невозможно. Другой иностранный член комиссии, Томас Файрстоун – бывший прокурор США тоже не верит своим глазам и предлагает принять решение, которое установило бы результаты конкурса.
Перед участниками ставится вопрос: 230+16 – это 246, и это результат Александра Клименко. Но даже за это друзья Татарова голосовать не хотят. Международные эксперты были в отчаянии, где-то в таком состоянии и предложил Томас Файрстоун. И за этот вариант отдавать свои голоса никто не захотел. Чем подтвердили – они там не для того, чтобы завершить конкурс. Им нужно максимально долго затягивать время. Лучше всего было бы завершить заседание и перенести его на другой день, чтобы потом не прийти, что они и пытались сделать.
Это говорит господин Евгений Соболь, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой. Уже во время участия в работе конкурсной комиссии указом президента Соболь получил звание заслуженного деятеля науки и техники Украины.
Связывает ли это его с Олегом Татаровым, работающим в офисе президента? Ни в коем случае – это тоже совпадение. Но, если бы они не пытались завершить заседание – такой возможности не было. Заседание комиссии начало превращаться в приключенческий роман. Потому что у международников не было решающего голоса, но есть блокирующий. То есть, без одного из их голосов остановить заседание нельзя. Поэтому эпопея продолжилась, а вместе с ней и надежда на победу здравого смысла. Разочарованием делится Андрей Гуджал. Говорят, Татаров очень хотел, чтобы главным прокурором САП стал Андрей Костин — депутат слуг народа, председатель правового комитета.
Расскажу, насколько безотказный Костин, вы помните волчий суд ОАСК? Президент полгода назад подал законопроект о его ликвидации, но его до сих пор не рассмотрели даже в комитете. И когда мы смотрим на то, как ОАСК валит конкурс на главного прокурора САП, понимаем, почему этот суд никто не ликвидирует.
А кто руководитель комитета, заблокировавший неотложный закон? Андрей Костин, которого сбили с конкурса международники. Вот почему жалеет господин Гуджал, вот почему он разочарован в конкурсе и пытается его сорвать. А интересы Украины его не интересуют, и российских войск он не боится, как и наши члены комиссии.
И кажется только международники иного мнения. Это говорит Нона Цоцория, экс судья Европейского суда по правам человека, она вместе с коллегами до последнего пыталась защитить конкурс. Поддержки нет, потому что каждый из пяти членов, не голосовавших за завершение конкурса, имеют связи с Банковой, или напрямую с Олегом Татаровым.
Пятый — это 75-летний Богдан Романюк, генерал-лейтенант, почетный работник МВД, где работает с конца 60-х годов. Он доктор и в транспортном институте. Романюк в 2007-м был научным руководителем у Олега Татарова, когда тот защищал первую научную степень. Нужно ли еще что-нибудь знать о его мотивах? Может, он и не ругался, но уйти он точно куда-то хотел. Именно встать и уйти без решения о перерыве был единственный вариант закончить эту двухчасовую публичную порку.
Международники пытались спасти ситуацию. Раз 5 ставили на голосование вопрос о признании результатов голосования. Но в ответ слышали молчание или чепуху. А с остальными они просто начали вставать и по одному расходиться — в результате заседание остановилось из-за отсутствия кворума. Новую дату так и не назначили. Ориентировочно оно может состояться 23-24 декабря, но, скорее всего, нет. Они будут пытаться тянуть до конца новогодних праздников, ведь им необходим месяц.
Что должно произойти, чтобы это изменить? Это заседание было в поле зрения всего мира, и это никого не остановило. Какая единственная причина, что конкурс срывают? Александр Клименко – это детектив, который расследовал дело против Олега Татарова и едва не посадил его год назад. Тогда Татарова отмазывали все: СБУ, прокуратура, суды. Татаров не без оснований боится что, если Клименко станет руководителем САП – его все-таки посадят.
Есть еще одна причина – дело Роттердам+. Сейчас его успешно рушат прокуроры Венедиктовой. Но если у САП будет руководитель, его передадут туда и валить ее никто не будет. Татаров в прошлом адвокат Ахметова.
При чем здесь Зеленский? О том, что Татарова нужно убрать, мы с вами Зеленскому сообщили лично, когда собрали 25 тысяч подписей под петицией. И он знает все наши аргументы. И он их точно услышал, потому что дал ответ – что он не обязан этого делать. Поэтому Владимир Зеленский несет персональную ответственность за то, как срывают конкурс. И за то, какие будут последствия, а хорошего не будет ничего – это точно.
Потому что около украинских границ уже более 100 тысяч русских солдат. Этого достаточно, чтобы Зеленский заявлял, что в НАТО он хочет вчера. Только не будет НАТО, пока украинские власти не научатся выполнять взятые обязательства. Потому что западные партнеры не украинский избиратель у них память лучше, чем у рыбки и с теми, кто лжет, они не спешат вступать в союзы. Если бы Татаров был русским шпионом, за такую операцию с САП, его надо бы наградить медалькой или орденом. А Зеленскому выписать премию за содействие.
Антон Голобородько, для YouTube канала «Є питання» и Informator.media