Первый пошел: как протесты в Казахстане приблизили конец Путина и Лукашенко

В Казахстане люди вышли на массовый протест из-за того, что цена газа на автозаправках поднялась с 3,5 грн до 7 грн за литр. «Да ладно, — сказали украинцы, у нас почти 20-ка за литр, что нам теперь делать с нашей властью». «Очередная цветная революция, но закончится все как в Украине», — сказали москвофилы. Не стоит ставить штампов, потому что эти цифры, 3, 7 или 20 гривен не говорят нам о причине протестов ничего. Мы попытаемся разобраться в причинах происходящего в Казахстане и спрогнозируем, как все закончится.

Начало 2022 года в Казахстане разразилось протестами в Жанаозене и других городах Мангистауской области — это самая западная область Казахстана. Здесь добывается 50% всего газа и нефти страны. За один день на АЗС цены на сжиженный газ, которым массово пользуется население страны, подскочили почти в два раза – что и заставило людей выйти на улицы. Протесты быстро переросли в столкновения со стражами порядка, а уже за день на протесты начали выходить и в других городах.

Эта история нам с вами непонятна – цены в Украине на автогаз в разы выше и никто на протесты не выходит. Удивительно было бы митинговать против цен —  это как ссориться с погодой или обижаться на дождь. Цены устанавливаются естественным образом – это взаимодействие спроса и предложения. Если чего-то в мире мало, но оно нужно многим – то цена будет расти. Почему же в Казахстане люди протестуют из-за, казалось бы, понятной вещи?

А потому что там всё совсем не так. Цена на газ и ряд других товаров там фиксирована правительством и поэтому она может не меняться годами, несмотря на рыночную ситуацию. Когда она длится годами, никакого рыночного принципа ценообразования не существует. Ручное управление ценами – это привычное дело для авторитарных и коррумпированных режимов. В основе социального договора там лежит принцип: власть дает народу низкие цены на необходимое, а люди закрывают глаза на топ-коррупцию и отсутствие политических прав и свобод.

Функционирует это иначе, если в твоей жизни есть минимальный набор экономических благ, есть гарантия, что завтра они никуда не исчезнут – то и повода протестовать против власти нет. Часть граждан пытается выражать свои взгляды публично, но их не много, они не имеют доступа к телевидению. Как только они выходят на протест – их жестоко разгоняют правоохранители.

Все меняется, когда власти нарушают базовое соглашение с обществом, например, когда падают реальные доходы граждан. В такой момент перестает работать логика: власть, конечно, крадет, но делится. Потому что становится очевидным, что власть не делится.

Такая ситуация была десять лет назад в том же городе. В 2011-м нефтяники города Жанаозен требовали повышения зарплат. Власти не реагировали 8 месяцев, и тогда протестующие потребовали отставки президента. В ответ их расстреляли. Огонь велся по толпе на поражение. Полтора десятка человек погибли, около сотни ранены — это только по официальным данным. Сотни задержаны, десятки заключены в тюрьму. Тогда протест не нашел поддержки широких слоев населения, ибо касалась проблема лишь узкой группы людей, а жестокое его подавление надолго отбило желание выступать против власти.

Но подавление протеста не решает проблему, из-за которой протест возник. А нерешенные проблемы только накапливаются. Здесь следует понимать, что представляет экономика Казахстана.

Казахстан по территории почти в 5 раз больше Украины, это огромная и богатая страна. Там находится 2% мировых разведанных запасов нефти и 1% газа. Для сравнения: в России добывается примерно 20% всего газа в мире. Эти цифры и являются решающими в экономике Казахстана, рост их ВВП не зависит от мировых кризисов, он напрямую зависит от цены на газ и нефть на мировых рынках. В годы, когда цены на нефть били рекорды – так же себя вела и экономика Казахстана. +20% ВВП в год – запросто, а это сумасшедшая цифра, в Украине для сравнения 5% — это уже достижение. При этом население Казахстана 19 миллионов, то есть минимум вдвое меньше, чем в Украине.

Поэтому ВВП на душу населения в Казахстане почти в три раза больше, чем в Украине. А вот средняя заработная плата такой разницы не показывает. К концу 2021-го в Украине она составляла примерно $500, а в Казахстане около $600. А где оседают остальные деньги? Местный «Форбс» подсчитал, что состояние 50 богатейших составляет более 37 миллиардов долларов. Хотя только первые 7 из них долларовые миллиардеры, совместно у них 24 миллиарда. В Украине подобная ситуация – первая восьмерка Украины контролирует 22 млрд. Хотя сравнивать наши государственные системы некорректно, в Украине другой социальный договор: власть не мешает нам уклоняться от уплаты налогов, а мы не мешаем им воровать.

В Казахстане власть компенсирует социальную несправедливость низкими ценами, которые пытается регулировать. Прежде всего, ценами на энергоносители, на тот же газ. Это сделать просто, потому что газ добывают в самом Казахстане. Эту фундаментальную договоренность власть и нарушила – с 1 января ценообразование на сжиженный газ резко перевели на рыночные рельсы. Цена мгновенно подскочила, пусть она и не достигла уровня Украины, но этого оказалось достаточно, чтобы вызвать волну возмущения.

В Казахстане формально президентская республика, хотя по факту это похоже на монархию, которой руководит Елбасы. Нурсултан Назарбаев – первый президент, как и в Украине бывший коммунист. Только наш Кравчук не смог досидеть даже одного срока в кресле, а Назарбаев правил 30 лет. А весной 2019 самостоятельно ушел в отставку. Это подарило надежды на демократизацию и либерализацию, и они даже реализовались: например, был принят закон, упростивший процедуру получения разрешений на проведение митингов.

Но надежды были напрасны. Новый президент Токаев – многолетний соратник Назарбаева. Да и сам отец нации далеко не ушел, он придумал для себя место в Совбезе, которое за ним закреплено пожизненно. Кроме того, семья Назарбаева превращается в настоящую династию – одна дочь является одной из самых богатых людей страны, другая возглавляет Сенат – это верхняя палата парламента Казахстана.

Еще одна особенность – в Казахстане реально создали культ личности Назарбаева. Ему еще при жизни ставили памятники. И иногда это выглядит абсурдно, от скромности он точно не страдает. С детства в школе детям рассказывают о величии отца нации. Но вершиной абсурда стало переименование столицы страны Астаны в Нурсултан, и сделал это уже новый президент.

После этого надежд на существенные реформы быть не могло, и не было. А что касается оппозиции, то ее просто нет. Зато есть такое понятие, как «незарегистрированная партия». Участвовать в политической жизни можно только, если являешься членом разрешенной властью и лояльной к ней партии. Остальных политиков выталкивают на задворки, и они превращаются в маргиналов. А особенно буйных, которых немного, можно репрессировать или выгнать из страны.

Мы живем в стране, где есть демократия, пусть она еще очень слаба и мы ее только развиваем, но каждые пять лет выбираем президента и каждый раз надеемся, что вот

этот уж точно возьмется за реформы, а когда он не оправдывает надежд – мы его меняем. Мы в Украине надеемся, что в будущем все изменится, но у нас есть все инструменты, чтобы изменять и развивать свою страну.

Это то, чего в Казахстане нет. Надежда на стабильность — единственное, чем могут похвастаться казахи. И эту надежду у людей забирают, когда вдруг начинают повышаться цены. Поэтому подорожание сжиженного газа так возмутило людей. Единственный повод терпеть авторитарный коррумпированный режим исчез. Через три дня протест перерос в общенациональный, митингующие начали захватывать административные здания и сжигать машины полиции. В старой столице Казахстана – Алматы — подожгли здание прокуратуры, администрацию и офис правящей партии.

Прорываются и в резиденцию президента. Протестуют десятки тысяч людей, а их первоочередные экономические требования превратились в политические, люди скандируют «долой старый», очевидно, намекая на Назарбаева, ведь все понимают, что реальная власть именно у него. Власти пытались реагировать: ввели чрезвычайное положение и комендантский час, но это уже не помогло. Правоохранителей разоружают, их технику захватывают, а часть силовиков уже присоединилась к протестующим.

Вторая реакция властей была компромиссна: цены на газ пообещали снизить, а крайним назначили ушедшее в отставку правительство и руководителей газовых предприятий, но было уже поздно. Требования очень быстро политизируются.

В Жанаозене, откуда начались протесты, выдвинули 5 требований властям: изменение режима страны; проведение народных выборов власти в каждой области и городе (у них действительно местное самоуправление не избирается, а назначается) возвращение Конституции 1993 года; гражданские активисты не должны подвергаться преследованиям; приход к власти человека вне системы, не из провластных кругов.

Значит ли это, что режим казахстанского диктатора пал? Возможно, что в ближайшие дни или недели мы увидим победу народной революции. Кто воспользуется плодами этого восстания? Трудно сказать, но, скорее всего, не романтики-революционеры. Потому, что в Казахстане нет демократических развитых институтов, которые могут взять власть в свои руки. Скорее всего, власть примут их местные олигархи. Вернее те из них, которые успеют понять, что Назарбаев больше им не нужен. А дальше будет долгий период внутриполитической борьбы разных олигархических групп. Вот та восьмерка на 24 миллиарда и будет делать все, чтобы сохранить свое состояние.

Мы в Украине это и наблюдали после Оранжевой революции. Но сменится главное: политический концлагерь будет разрушен и последующие лет 40 будет продолжаться процесс политического возрождения, который однозначно увенчается успехом. Если с этого пути не сойти раньше времени.

А это может произойти запросто, у казахов еще может быть свой Янукович, тем более в Казахстане и сейчас вы почувствуете определенное дежавю: российские военные базы. А это всегда фактор опасности. Но даже если чудом режим Назарбаева и сможет выстоять и на этот раз — для него это будет Пиррова победа. Так же, как два года назад для Лукашенко в Беларуси.

Народ, попробовавший свободу, больше никогда не захочет возвращаться в стойло. А это значит, остались им у власти считанные дни. Возможно, и годы, но это сути не меняет. И что в этой истории хорошо для нас, украинцев – падение каждого постсоветского диктатора приближает самое важное падение –Кремля. А значит, и конец войны, которую развязал против Украины их диктатор.

Антон Голобородько для YouTube канала «Є питання» и Informator.media