Кум под санкциями: как живет под арестом Виктор Медведчук

За прошлый год империя подлинного олицетворения зла в этой стране – серого кардинала, кума Путина и голубя войны Медведчука – понесла значительные потери. Которые, надеюсь, навсегда отправят его одновременно на свалку истории и в камеру.

Как живется под санкциями, домашним арестом и угрозой сесть Виктору Медведчуку — одному из лидеров слегка разгромленного в прошлом году пророссийского лагеря в Украине?

Медведчук сейчас живет не хуже всех в этой стране. В марте у него родился внук. «Виктор-победитель, так ребята назвали малыша, в честь дедушки» – написала в инстаграмме жена Медведчука Оксана Марченко. Хотя победителем ее мужа теперь не назовешь. Детей у Медведчука и Марченко двое – ее сын Богдан и общая дочь Дарья. Перед прошлым новым годом, во время карантина, Медведчуки пышно отпраздновали свадьбу Богдана. Там пел Олег Винник, Верка Сердючка, «Время и Стекло» и дочь Медведчука. В этом году, уже под арестом, Медведчук затеял ремонт в подсанкционном загородном доме. Ну как доме – дворце из 114 комнат, в котором нашлось место парикмахерской, хранилищу для шуб, ковров, картин и сервизов, огромному бассейну, гардеробным, и домовой церкви прямо внутри дворца. За ремонт платит наличными – так объяснил сам Медведчук и посоветовал заглянуть в его декларацию. Мол, наличных там полно.

Декларация его, пожалуй, одна из самых длинных среди украинских политиков. В ней одних только ценных часов – 28 штук. 19 автомобилей БМВ, Мерседес, Бентли, Лексус. Даже в рейтинге депутатов – декларантов по драгоценной одежде Медведчук опередил всех владельцев мандатов. Движение «Честно» подсчитало, что в 2021 году украинские нардепы задекларировали 164 дорогие шубы, драгоценные кожаные куртки и сумки. Из них треть внес в декларацию только Медведчук.

Одной лишь наличности Медведчук задекларировал более чем на полтора миллиона долларов. Его можно называть долларовым миллионером. В этом году Медведчук впервые вошел в сотню самых богатых людей Украины. Он 12-й в списке богачей с состоянием в 620 миллионов долларов.

За 620 миллионов долларов можно было бы купить, например, 48 американских патрульных катеров Mark-VI. 10 таких – Соединенные Штаты подарят в ближайшие 5 лет Украине в рамках материально-технической помощи, которую Медведчук называет западным управлением. Западное управление и украинские санкции сыграли с семьей Медведчука злую шутку. Вашингтон ввел санкции против Медведчука еще в 2014 году — за причастность к нарушению суверенитета Украины.

Проблемы в Украине у кума Путина и главного проводника интересов Кремля, несмотря на войну, начались только в прошлом году. Но их столько, что в этом году он может оказаться за решеткой. Как так случилось, что серый кардинал Кучмы, которого из политики вышвырнула Оранжевая революция, через 15 лет вернулся на белом коне и вскочил сразу в список Форбс? После его неудачных попыток подняться со дна вверх, на гору его вынесла война.

И Москва, и Киев отдали Медведчуку роль миротворца-переговорщика. Русские даже хотели видеть его неким наместником автономного Донбасса. Для реализации этих политических планов Медведчуку нужны были деньги, и ему дали на откуп топливный бизнес – экспорт дизеля и сжиженного газа из России. С одной стороны, в Кремле Медведчукам фактически подарили Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод и сеть заправок российской группы ТНК в Украине — которую Медведчук перекрасил в Глуско. С другой стороны, в Украине бизнес-няней Медведчука стала предыдущая власть.

В его распоряжение отдали нефтепродуктопровод «Самара — Западное направление» — с ведома или при содействии президента Петра Порошенко. Другим спонсором праздника жизни стала Служба безопасности, зачистившая под Медведчуков рынок сжиженного газа. Это и был постсоветский рецепт быстрого попадания в список миллионеров Форбс. И только в 2021-м, лавочка, которая несколько лет подкармливала «русский мир» в Украине – прикрылась: семья, империя и бизнес-партнеры Медведчука попали под санкции и стали фигурантами нескольких уголовных производств. Из-за которых он половину прошлого года провел под домашним арестом. А в этом может отправиться за решетку.

Дел против кума Путина – уже с десяток. НАБУ с 2017 года расследует дело о незаконном выводе из госсобственности той же трубы Медведчука. Обвинительный приговор в отношении одного из фигурантов дела — сфальсифицировавшей заключение экспертки, позволившей трубе перейти в распоряжение структур Медведчука — в декабре передали в суд. Медведчуку по этому делу инкриминируют злоупотребление властью и получение неправомерной выгоды. Этот эпизод еще не расследуется. Генеральная прокуратура с 2019 года расследует дело по факту государственной измены и посягательства на территориальную целостность Украины.

Его открыли после того, как Медведчук заявил о необходимости образования «автономного региона Донбасс». С 2019 года ГПУ расследует производство о покушении на совершение государственной измены из-за планов медведчуковского телеканала «NewsOne» провести телемост с пропагандистскими телеканалами «Россия 1» и «Россия 24» — вот это вот «Надо поговорить».

В марте 2021-го СБУ начала производство по уклонению от уплаты налогов сетью автозаправок Медведчука «Glusco». В тот же месяц Государственное бюро расследований открыло уголовное производство по факту нарушения законов и обычаев войны. Спустя еще месяц ГБР открыло новое производство – о государственной измене за высказывание Медведчука в интервью российскому телеканалу RT. Но самые серьезные дела – два последних.

В феврале СНБО наложил санкции на фунта Медведчука – депутата Тараса Козака, а затем и на самого Медведчука и его семью. Заблокировали все имущество и активы вплоть до самолетов, хотя те успели вылететь из Украины буквально накануне. Вдогонку к санкциям в мае генпрокурор Венедиктова подписала подозрение Медведчуку в госизмене и покушению на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму — за добычу нефти и газа в Черном море в сговоре с оккупационными властями. Печерский суд отправил Медведчука под домашний арест.

В октябре Медведчуку объявили крайнее подозрение — в государственной измене и содействии деятельности террористических организаций. Это то же угольное дело — организация схемы снабжения угля с оккупированных территорий в Украину, за которую террористам платили из украинского бюджета. И это то же дело, подозрение в котором объявили и экс-президенту Петру Порошенко. Под домашним арестом из-за этих дел Медведчук находится с середины мая, уже более полугода.

Посадят Медведчука или нет – главный вопрос 2022-го. Логично это должно закончиться камерой. Если оба ключевых дела развалятся, то, во-первых, Венедиктова и Баканов, которые с пафосом представили подозрения куму Путину, распишутся в собственной несостоятельности и непрофессионализме. В которых их и так подозревают. Во-вторых, если Медведчук не сядет, в своей несостоятельности распишется лично президент, объявивший войну Медведчуку. И это был едва ли не единственный шаг всего его президентства, который одобрительно восприняли даже откровенные противники Зеленского и квартало-скептики.

Не посадить Медведчука для Зеленского будет не по-пацански. Посадить – будет означать утолить общественный запрос и восстановить справедливость по отношению к Медведчуку – точнее ко всему, что он сделал для страны. И заработать электоральные баллы. Особенно, если обменять агента Кремля на украинских пленников – чего не исключал сам Зеленский. Или обменять на уход россиян из Донбасса и Крыма. Хотя такого за голову, то есть за свободу Медведчука в Кремле не дадут.

Санкции и уголовные дела перекрыли не только поток российских рублей в Украину, но и краны сливных бачков Кремля в Украине, которые на нефтерубли удерживал Медведчук – его телебордели.

Последнее новогоднее интервью Медведчука его придворному пропагандисту Вячеславу Пиховшеку увидело мизерное количество людей, и то из-за платной рекламы. Санкции СНБО превратили телебордели Медведчука в камерное хоум-видео для одного зрителя – самого Медведчука. Пиховшек – одна из главных говорящих голов Медведчука в этом домашнем телевидении. Заслуженный журналист Украины, ярый русофил и адепт секты западного управления. Они знакомы еще с 90-х. Это знакомство превратилось в тесное сотрудничество. В историю украинского телевидения Пиховшек вошел как человек, введший тотальную цензуру на канале 1+1 во времена президентства Кучмы. Он тогда работал главным редактором ТСН.

Медведчук – сначала вице-спикером, а затем главой администрации Кучмы. У Медведчука писали темники – Пиховшек эти темники транслировал в эфир на «плюсах». Темниками называли подробные письменные инструкции, которые еженедельно присылали из Администрации Медведчука – руководителям и главным редакторам телеканалов – о том, как освещать в новостях политические события в Украине. Документ назывался «Темы недели», отсюда и название. За невыполнение указаний шантажировали проверками налоговой и отменой лицензий на трансляцию. Главной задачей было положительно освещать активности Кучмы, персону Медведчука и деятельность его партии СДПУ(о) и негативно – будущую оранжевую оппозицию.

Темники спускались во все СМИ. Цензура стала настолько тотальной, что скандал докатился до Парламентской ассамблеи совета Европы и правозащитной организации «Хюман Райтс вотч». Которая в 2003 году выкатила доклад под названием «Неофициальная государственная цензура на украинском телевидении». Позже чуть ли не все темники – а их было спущено около 3000 – собрал и опубликовал журналист Вахтанг Кипиани.

Вот к примеру несколько ЦУ: подчеркивать миротворческую роль Медведчука в согласительном процессе. Тимошенко – не газовая принцесса и не леди. Она примитивная злодейка, олигарх и богачка. Украла деньги, роскошествуете за наши с вами кровные. У нее много недвижимости, ездит на дорогих машинах, летает на собственных самолетах – обнаглела. Вызывать зависть к ее богатству. Для Пиховшека и Медведчука закончилось все драматично – первый вылетел из «плюсов» под сопровождение стачек журналистов. Второй после оранжевой революции надолго вылетел из политики.

Теперь эти двое сидят на выключенном санкциями СНБО последнем недотелеканале Медведчука «Укрлайв» и сетуют на цензуру, притеснение свободы слова в Украине и закрытие 5 каналов Медведчука.

В прошлом году то, что идеологи украинской цензуры Пиховшек и Медведчук называют свободой слова, а нормальные люди – пропагандой и телеборделями, – попало под удар. Были закрыты все 5 телеканалов, которые Медведчук клонирует. 2 февраля президент подписал указ, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о введении санкций против нардепа ОПЗЖ и соратника Медведчука Тараса Козака. Козак был другом, кошельком и фунтом Медведчука, на него были оформлены медведчуковские телеканалы – 112 Украина, NewsOne и Zik – всех их и выключили из-за санкций.

Очень скоро Медведчук и Козак купили львовский спутниковый канал «Первый независимый». И уже 26 февраля он вышел в эфир – но всего на час. После чего снова вмешалось СБУ. Интересно, что накануне введения санкций как крысы с корабля – из Медведчуковских каналов сбежали главные его пропагандисты Влащенко, Голованов, Мартиросян. Вместе с узнаваемыми ведущими из «Первого независимого» исчезли спикеры – видимо потеряло смысл ходить на канал, который смотрит три калеки. Видео канала набирают на ютубе по несколько сот просмотров, хотя у него 180 тысяч подписчиков. Весь прошлый год на канале традиционно показывали кровосиси Азарова, обвиняли Украину в поддержке войны, нацизме, пропагандировали русский язык как второй государственный, расхваливали русское оружие и отбеливали Сталина. Ну и пиарили Медведчука, и то за грубые деньги.

Под всеми видео на канале – по несколько сотен просмотров, только под видео с Медведчуком – по 60-80 тысяч просмотров и непропорционально мало лайков, смешные 39. Это означает, что в продвижение такого видео в ютубе вбрасывали деньги. И это внятное отражение того, кому интересен в этой стране Медведчук.

Но у Медведчука решили в третий раз перехитрить судьбу, и осенью «Первый национальный» переоформили на близкого друга кума Путина – нардепа Нестора Шуфрича. А потом он купил еще и действующий канал «Ukrlive». Просуществовала история с месяц – в декабре СНБО ввел санкции и против этих двух каналов. По сей день за безумные деньги, вброшенные в эти 5 каналов, Медведчук получает мизерное количество зрителей и их внимания. Такое очень дорогое и очень камерное телевидение для одного зрителя – ценное развлечение на время домашнего ареста. Который вскоре может быть заменен на реальный тюремный срок – если хватит политической воли, профессионализма следователям и принципиальности судам.

Это будет справедливым наказанием за все, сделанное этим человеком для этой страны. И не только за последние 20 лет. А и за дело поэта Василия Стуса – замученного «советами» с помощью адвоката Медведчука. В прошлом году Медведчук проиграл суд, через который пытался запретить продавать книгу о судьбе Стуса, где его роль в процессе была ярко описана. Надеюсь, максимальный срок получит и Медведчук. И все от кого это зависит – власть, прокуратура и суды – тоже сделают для этого все возможное. И мы с вами – постоянно напоминая об этом властям, прокуратуре и судам.

Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media