5 главных реформ, какие попытаются свернуть в 2022-м – кто, как и зачем. Рассказываем о том, чем нам придется заниматься в Новом году и за чьими руками следить, чтобы по шкале от авторитаризма к демократии мы двигались не против течения. С лицами и фамилиями всех, кто пытается мешать двигаться вперед. Страна должна знать своих «героев» в лицо.
Наиболее действенная защита от революций – не дубинки ОМОНа, как считают постсоветские пожилые диктаторы, а слышать запрос общества. На этой неделе это еще раз доказал Казахстан. Три десятка лет состояние «накипело» там лечили именно резиновыми дубинками и пулями. И это «накипело» взорвалось так, что снесло самого обладателя резиновых дубинок, вместе с бронзовыми постаментами.
Рано или поздно холодильник окончательно победит телевизор и в Астане (язык не поворачивается называть ее Нурсултаном), и в Минске и в Москве, и казахские протесты догонят когда-нибудь авторитарные режимы и Назарбаева, и Лукашенко и Путина. И тем же россиянам придется пройти травматический путь от диктатуры и «государства-бензоколонки» – к демократии. Ибо ничего лучшего, как говорил Черчиль, человечество еще не придумало.
Это будет когда-нибудь. Пока что в современных Беларуси и России, события в Казахстане многих еще больше убеждают в том, что нельзя пожилым диктаторам уходить на пенсию. Что нужно закупить еще больше резиновых дубинок и автозаков. Еще больше нужно в эфире Скабеевой и Азаренко. Еще больше — прессовать оппозиционеров, иноагентов и других соросят. Чтобы не дай бог. Нам справедливо кажется, что мы, украинцы, далеко ушли от этого «не дай Бог». Но еще не поздно все испортить.
В украинском ютубе в эти дни каждый второй был «большим казахстановедом». Хочу рассказать вам о наших собственных функционерах, которые постоянно доказывают, что никогда не поздно испортить все и столкнуть страну обратно в авторитаризм.
Почему Путин боится как чумы революций и реформ в постсоветских странах и спасает диктаторов? Потому что это сегодня в Киеве, Минске и Астане — а завтра в Москве. Которую пока еще не переименовали в Путинград.
Для Путина реформы – такая же смерть, как и революция – политическая, а скорее и физическая. Ту Россию, которую он создал за 22 года у власти – 22 года! У нас за это время 5 президентов сменилось. Так вот, Россию, которую он создал, реформировать невозможно без потерь — территориальных, человеческих, и без физической потери самого Путина.
И для Украины это единственное поле, где мы реально можем Путина обыграть и приблизить крах газпромовской бензоколонки и ликвидацию самого опасного авторитарного режима мира. И самого диктатора. Потому что в отличие от России, реформировать Украину можно, так чтобы опасность от соседства чувствовал он, а не мы. И каждая украинская власть берется делать эти реформы, и с большим или меньшим успехом что-то делает. Но каждая скатывается в то, что удобнее контролировать и использовать систему, которую она обещала или даже собиралась изменить. Поддались этому искушению обуздать систему, которую нужно было реформировать после реформ предшественников — и те, кого мы считали системными.
Вот пять важных вещей, которые системно попытаются испортить в течение этого года наши несистемные. С лицами всех, чьими руками это будут стараться.
Татаров. Еще недавно Гугл выдавал первым по этому запросу карту города Татров в Ивано-Франковской области, а сегодня первым выдает Татарова Олега, заместителя председателя Офиса президента, ответственного за правоохранительную систему.
Что сделал Олег Татаров для страны, мы рассказывали чуть ли не еженедельно. Он лично уничтожал антикоррупционную реформу, которую мы так тяжело дожимали 8 лет после революции достоинства. Причина – Татарова самого догоняет Антикоррупционное бюро за коррупцию, и если изберут главного антикоррупционного прокурора, то Татаров – сядет. В этом году Татаров планирует закончить проект по спасению собственной задницы. Сложившаяся из его приятелей и знакомых конкурсная комиссия по избранию прокурора практически не сорвала конкурс. И в этом месяце собирается поставить на нем жирную точку.
Что это значит? Первое – один из трех антикоррупционных органов – антикоррупционная прокуратура – будет и дальше без головы, и вся антикоррупционная система и дальше не будет функционировать нормально. Второе: президент Зеленский благодаря Татарову обманул Байдена, которому публично обещал, что прокурора изберут «немедленно». Третье — президент, премьер, министр финансов и глава Нацбанка вчетвером обманули Международный валютный фонд, которому пообещали то же самое «немедленно» — деньги МВФ нам дал, а мы прокурора не избрали. Такое кидалово на высшем уровне. На государственном уровне. Четвертое – еще 2 миллиарда транша, которые мы ждем весной – как думаете, нам теперь дадут? И 5-е – для нас это значит, что весна посадок не наступит никогда, а для них – что можно и дальше воровать наши налоги и отмазываться.
Если Татаров отмазался от НАБУ – то отмажутся и другие. Поэтому запомните это имя – Олег Татаров, человек разрушающий антикоррупционную систему, заместитель главы офиса президента.
Вторая важная тема: Национальное антикоррупционное бюро. Полномочия его директора Артема Сытника истекают в апреле. Еще один конкурс на нового руководителя другого антикоррупционного органа, НАБУ должен начаться в феврале. Там процедура прописана так, что определяющую роль будут играть международные эксперты, которым это нужно больше, чем нашим политикам, как показал конкурс в САП. Но после всех отвратительных лазейок, которые использовал человек из Банковой, чтобы сорвать конкурс в САП, скорее всего конкурс в НАБУ тоже попытаются атаковать.
Фантазия Офиса не имеет предела, и для реализации какой-либо атаки у него есть ручной Окружной админсуд, полный политических проституток. И все еще парламентское большинство, которое при острой необходимости еще способно генерировать нужные законы в турборежиме. Ответственными за уничтожение НАБУ будут уже все трое –Татаров, если после всего ему поручат и это, его шеф Андрей Ермак и лично президент. Потому что именно они реально управляют тем, за что и как голосует монобольшинство, и тем, какие решения принимает скандальный окружной админсуд. Который они публично поручили своему монобольшинству ликвидировать, а непублично – поручили ликвидацию притормозить, для решения пикантных вопросов продажными судьями окружного админсуда.
И это третья тема, герой и вызов, ожидающий нас в этом году. Павел Вовк. Лицо и глава Окружного административного суда Киева. Человек, в политической проституции которого уже не сомневается — до сих пор возглавляет единственный в стране суд, который имеет полномочия разрешать споры с органами государственной власти. НАБУ вручило Вовку подозрение. На пленках он вместе с коллегами наговорил суммарно лет на полста. В прошлом году НАБУ вручило подозрение еще и родному брату Вовка, Юрию Зонтову –который, судя по всему, и передавал в качестве посредника взятки судьям ОАСК. Поэтому запомните и этих героев в лицо. Павел Волк, Юрий Зонтов. И…
Андрей Костин – председатель профильного комитета парламента, член президентской фракции Слуга народа – человек, который через свой комитет лично блокирует ликвидацию Окружного админсуда, полного политических проституток.
История номер четыре, за которой мы должны следить в 2022-м — зачистка судебной мафии. 2022 год станет годом внедрения судебной реформы Зеленского — это пока главное, что ему можно ставить в заслугу. Ее первые результаты мы увидим уже в середине года. К этому времени Этический совет должен очистить действующий Высший совет правосудия, а конкурсная комиссия – избрать новую Высшую квалификационную комиссию судей.
Это два органа, которые подбирают и увольняют судей. Пример – Высший совет правосудия здорового человека уже давно лишил бы судью Вовка мантии. А высший совет правосудия политических проституток уже несколько раз отказался это сделать. Очищенная ВРП летом должна начать освобождать таких вот вовчьих судей, которых она раньше покрывала. А новоизбранная ВККС — начать выбирать новых честных судей, а не чьих-то жен, любовниц и дочерей, как сейчас.
Ключевое слово здесь «должны начать». Как будет – увидим летом. «Герои», которые могут уничтожить эту реформу – сами судьи. Судьи конституционного суда, где лежит обращение об отмене судебной реформы — его представили другие судьи, Верховный суд. Ответственной за возможный снос судебной реформы будет персонально Валентина Данишевская, недавно председатель Верховного суда, лично руководившая этим процессом — так выглядит, что в обмен на назначение ей роскошной пенсии в сто с лишним тысяч гривен. Каждый месяц. И судьи конституционного суда, если они это обращение удовлетворят.
И последний вызов, который может перечеркнуть даже все предыдущие, которые бросает нам коррумпированная система. Хотя пока происходит наоборот –коррумпированная система делает нас уязвимым перед этой угрозой.
Это угроза масштабного вторжения России. И украинцы в соцопросах, и иностранные инвесторы считают коррупцию большей опасностью, чем войну – представьте себе только! Но в этом году ситуация может измениться, потому что риск вторжения из Мордора как никогда высок. Все попытки просто перестать стрелять и сходиться где-то посередине зашли в тупик. Путин решил ускорить развязку разгоревшейся им войны, и давит на Запад ультиматумами и шантажом. Как поведет себя Запад в этой ситуации – пока неочевидно.
В окружении президента Байдена идет собственная война за влияние на уши между его ястребами и голубями — помощником по нацбезопасности Салливаном, сторонником найти общий язык с Путиным за счет интересов Украины — и госсекретарем Блинкеном, который методично отстаивает интерес. От того, кто из них победит, зависит многое. В окружении Зеленского свои голуби и ястребы – министры Кулеба и Резников с их жесткой риторикой – и условный голубь Ермак, который не оставляет надежд договориться посредине, устроить встречу Зеленского с Путиным и идеолог тех же «10 шагов» касательно Донбасса, которые недавно наша власть передала Кремлю и в которых фигурируют и встреча, и формула Штайнмайера, и амнистия, и особый статус, и так называемая свободная экономическая зона — читай серая зона на Донбассе.
Новые красные линии рисуются сторонами прямо сейчас. Россия будет давить по всем фронтам. С одной стороны Путин будет шантажировать коллективный Запад и стимулировать его давить на Украину. С другой стороны Путин будет давить эскалацией на Донбассе, экономически, ограничением судоходства, нестабильной поставкой энергоносителей, подогревом протестных настроений внутри Украины. Целью этого и будет заставить украинские власти пойти на невыгодные компромиссы и перейти красные линии. От того, какой будет эта новая реальность – зависит все остальное. Хотя бы потому, что с какой стати условный Байден должен рубиться с безусловным Путиным за страну, руководство которой его постоянно намахивает?
И второе. Каждый раз, когда мы оказываемся перед угрозой нового вторжения России, мы отдаем себе отчет, что за 8 лет войны мы могли и должны были сделать гораздо больше, чем сделали. Бесконечно провален оборонный заказ. Прошлогодняя история о том, как разворовали миллионы, выделенные государством на строительство новых складов боеприпасов — вместо сгоревших при взрывах. Воровать на таком – это на голову не налезает в воюющей стране, и никто не наказан.
Закон о территориальной обороне, которая должна давно стать безумно мощной и многочисленной силой из резервистов — вступил в действие лишь неделю назад, и сейчас силы ТРО только начнут по-настоящему строить. Шел восьмой год войны… Здесь не будет лиц, потому что ответственны за то, что все это происходит в нашей стране во время войны, абсолютно все политики и чиновники, включая верховного главнокомандующего.
Что должно произойти, чтобы они, да и мы все, научились ставить государственные интересы выше личных. Общенациональные выше партийных. Что должно произойти, чтобы они поняли, что только строящиеся сильные институты сделают страну успешной. Что должно произойти, чтобы ради этого власть перестала бояться независимых профессионалов и полагаться на преданных, но непрофессиональных своих. Что должно произойти, чтобы эти профессионалы после всех, кого уже вышвырнули из тех коридоров, снова поверили, что с этой властью можно работать. Что должно произойти, чтобы монополию на власть власть использовала не для того, чтобы расставлять своих людей в НАБУ, САП, ДБР, ГПУ, СБУ, а для проведения реформ. Которые сделают сильными нас — а значит слабым русский мир. С обеих сторон украинских границ. Желаю им осознать это, а нам – не терять терпения следить за их руками и движениями, и требовать перемен.
Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media