Зачем Путин пытается возродить СССР: удастся ли Кремлю запугать НАТО

Новогодние праздники позади, потому и мы возвращаемся к привычному ритму жизни. И по традиции смотрим на то, как шкварчит за поребриком.

Слушать бредни российских пропагандонов – весело. Люди, которые это говорят и те, которые в них верят, живут в параллельной реальности и гордятся своей значимостью в выдуманном мире. Сейчас в России две главные темы – встреча дипломатов Кремля и Вашингтона, организованная после того, как в декабре Путин выступил с ультиматумом в НАТО и США. Именно эта встреча и должна изменить мировой порядок, как бы бессмысленно это ни выглядело.

Другая тема, ставшая неожиданной для всего мира — протесты в Казахстане. Мы посмотрим на эти события глазами российских пропагандонов. Потому что они там такого накрутили, что черт ногу сломает, отчетливо видны последствия алкогольной интоксикации после затяжного новогоднего запоя. А во-вторых – хочешь уметь прогнозировать действия врага, научись думать как он. Мы и разберем этот бред на главные тезисы, чтобы добраться до корня пропагандистской шизофрении.

Вспомним, чем завершился предыдущий год: кремлевский режим стянул войска к украинским границам и выдвинул ультиматум США и НАТО – требуют гарантий безопасности и нерасширения на восток. Иными словами, требуют, чтобы им пообещали никогда не принимать в НАТО Украину. Последовательность событий такова: сначала начали угрожать, а потом требовать гарантий безопасности. Только по-настоящему извращенная фантазия может до такого додуматься. Это если бы к вам пришел сосед, выломал двери, зашел в гостиную, разгромил там мебель и потребовал от вас не вызвать полицию, иначе он и вас будет бить.

Но куда бессмысленными выглядят мотивы такого поведения. Это если бы тем соседом был пьяный бывший муж или жена и требование было бы не просто не вызвать полицию, а еще и снова начать жить вместе. Иначе… Но полиция уже едет и он об этом знает, поэтому в этот момент он пытается забаррикадироваться, взять заложников и готовится вступать в переговоры.

Именно эти переговоры на днях и начались в Женеве. Американские дипломаты, генсек НАТО и европейские лидеры еще до начала переговоров ясно дали понять, что на шантаж они не поведутся. То есть говорить-то они будут, но уступок не будет, а любая дальнейшая агрессия против Украины получит скорую и жесткую реакцию. Одним словом Кремль в который раз добивается буквально противоположного результата, но воспринимают там это ошибочно, как победу.

Откуда у них берутся такие прогнозы, представить сложно: валовой продукт США – это примерно пятая часть мирового ВВП, стран ЕС еще где-то столько же. В то время как Россия и все ее сателлиты вместе взятые едва достигает 2% мирового объема. То есть потенциал России в десять раз меньше американского или европейского. А если говорить о коллективном Западе, то и сравнивать неудобно. Но, несмотря ни на что, именно российские дипломаты выдвигают какие-то ультиматумы.

И это не заявление сумасшедшего, это глава российской делегации на переговорах с США такими заявлениями разбрасывается. Это очень похоже на русскую басню о слоне и моське. В которой роль раздражающей собачки играет кремлевский режим.

Но в заявлении я хотел бы обратить внимание на один нюанс: НАТО должен вернуться в 97 году. Первая большая волна расширения после развала СССР произошла в 1999-м. В это время к альянсу присоединились: Чехия, Венгрия и Польша. Затем уже в 2004 году были: балтийские страны, Румыния, Болгария. То есть в Кремле заявляют, что все страны бывшего Варшавского договора, когда-то контролировавшиеся из Москвы, должны выйти из альянса? И так это именно те страны, которые больше всего переживают из-за агрессивной политики Кремля. Это и есть те, как их называют пропагандисты, антироссийские страны.

Здесь можно сказать, что требуй больше, а получишь то, что хочешь. Но это не та история. Так могло бы быть, если бы кремлевский режим вел себя адекватно, а не как пьяный сосед, который хочет силой заставить жить с ним в одной квартире. В Кремле тоже понимают, что удавка затягивается, можно, конечно, забаррикадироваться и бросаться в цивилизованный мир какашками, но это может оттянуть время падения режима, но не обезопасить от этого. Поэтому эта атака – это попытка пойти в контрнаступление.

На этом фоне в начале года взрываются протесты в Казахстане. События разворачивались настолько стремительно, что режим едва не пал. В отставку отправили кучу чиновников, руководители силовых ведомств начали стреляться и падать с высоких этажей. Даже сам Назарбаев, в честь которого там переименовали столицу, был уволен с пожизненной должности главы Совбеза. Кремлевские пропагандисты неделю не знали, как им реагировать. И только после Рождества смогли найти слова.

Это еще одна особенность реакции России — они до сих пор не определились с тем, кто якобы организовал эту попытку «переворота». Про руку заграницы говорит и Путин, но даже он не говорит, чья это рука. И это может показаться странным, потому что обычно в таких ситуациях все четко — коварный Запад организовал силовой захват власти. И все здесь, никаких улик не нужно. Но на этот раз «цветная революция есть».

Участие иностранных террористов тоже есть. И об этом, кстати, говорит и президент Казахстана Токаев, на встрече лидеров ОДКБ. А западного вмешательства нет. Есть только намеки на такое вмешательство, но почему никто этого не говорит. Можно только догадываться, почему об участии коварного Запада не говорят прямо. Я даже не предполагаю, что на Мордоре ТВ решили сказать правду.

Очевидно, что массовые протесты организовать просто невозможно, если для этого нет причин, а если причины есть – то их не нужно организовывать, они взорвутся и без помощи. Главная причина тактичного молчания заключается именно в тех переговорах, в которые вступает Кремль. Ибо не получится одновременно вести переговоры с США и обвинять «кровавый Запад» в посягательстве на собственные территории.

Протесты в Казахстане Путин прямо называет «цветной революцией у себя дома». И это то мнение, которое российские пропагандисты всячески пытаются вбивать в головы жителям Московии.

Здесь мы возвращаемся к самому началу, год должен был начаться с того, чем закончился предыдущий, с кризиса, который кремлевский режим организовал вокруг Украины. Но получилось все немного по-другому. И это явилось сюрпризом для всех, в том числе и для российских пропагандистов. Говорят это вроде бы в шутку, между прочим, но воспринимают это именно так даже в Москве.

Протесты в Казахстане – это еще одна ласточка, предвещающая падение путинского режима. И только оккупация территории Казахстана может этот процесс приостановить. Не остановить, а приостановить. Экономическая и политическая модель России и стран сателлитов обречена на поражение. Не из-за внешней военной интервенции, а из-за внутренних проблем. Причина проста – несправедливость распределения национальных богатств и постепенная международная изоляция. Все это неизбежно увеличивает уровень напряжений в середине нового концлагеря, который администрирует Кремль. Развитые демократические институты: свободные СМИ, честные выборы, легальная оппозиция, развитые общественные организации – позволяют регулярно сбрасывать это социальное напряжение. Но авторитарные режимы разрушили эти механизмы, потому что смертельной хваткой держатся за власть и денежные потоки. Рано или поздно это приводит к социальному взрыву.

Это может быть мирный протест, как в Беларуси, или жестокий, как в Казахстане. И первый и второй пример должны увенчаться победой общества. Но возникли две проблемы: первая была следствием уничтожения любой институционализированной оппозиции. В обоих случаях власть лежала у ног протестующих, ее некому было взять. И одни, и другие до последнего утверждали, что протест народный, и лидера у него нет.

Другая причина – Путин. В решающий момент он вмешивался и спасал падающих диктаторов. И ему это нужно не для того, чтобы помочь коллеге. Было бы наивно так думать. Дело в том, что в Москве точно такая же ситуация, протестные настроения накапливается, а деваться ему некуда. Вот Путин и перенаправляет его на «восстановление советского союза». Отсюда и берется вся эта его риторика, о «нашем доме в Казахстане».

Неделю назад мы смотрели с оптимизмом на протесты в Казахстане, говорили, что падение каждого диктатора приближает падение главного фюрера – Путина. После того, как Путин спас казахский режим, его позиции только усилились. К Лукашенко и Пашиняну, которых Путин уже спасал, добавился теперь и Токаев. Эта ситуация может стать еще одним кирпичом в баррикаду Путина, которым он закрывается от цивилизованного мира. Позиции в противостоянии с Украиной в обозримом перспективе тоже скорее всего укрепятся. Поэтому нам предстоит быть еще осторожнее.

Но в глобальной перспективе – все это лишь приближает развал кремлевского режима. Подавленные протесты в окрестностях империи никуда не исчезают. Напряжение там только растет и немного перебрасывается в метрополию. Рано или поздно что-то вроде Казахстана и Беларуси произойдет в Москве. Сценарий будет тоже похож – из-за отсутствия институциализированной оппозиции протесты будут хаотичными и очень кровавыми. И в тот момент, когда власть упадет к ногам восставшего народа, ее тоже будет некому взять.

Только вот прийти на помощь некому будет, чтобы спасти диктатора. Разве что китайцам, но они возьмут столько сколько им надо где-то за Уралом. И в этот момент все порабощенные народы получат свободу, не только те, которых Путин захватывает сейчас, а и те, что имперская власть захватила на протяжении веков. Именно до этого времени нам нужно продержаться на самом переднем крае обороны цивилизованного мира.

Антон Голобородько для YouTube канала «Є питання» и Informator.media