«Гречка» за 6 миллиардов: сказочные заработки украинских депутатов

Поговорим о том, без чего завтра не встанет солнце, а ночью на небе не будет звезд. Без чего весна не наступит, а реки остановятся в своем течении, о важнейшей вещи во всем мире. «Поэтому и я от всей души хочу искренне поблагодарить народного депутата….»  Эта политическая джинса она лезет со всех сайтов, телеканалов и соцсетей. Строятся площадки, высаживаются деревья, ремонтируются ФАПы и школы. Это кусок предвыборной рекламы «Слуг народа», они над мажоритаркой смеялись, а теперь делают то же. Это напоминает издевательство над избирателями. И сказано это было в ходе предвыборной кампании самих же «слуг».

Сейчас будет слово, которое вы точно слышали, но не уверен, что понимаете, что оно означает – соцэконом. Это субвенции из государственного бюджета на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Ежегодно, начиная с 2012, в государственный бюджет закладывается статья расходов на этот соцэконом. В 2020 году это были 2 миллиарда гривен. В 2021 – 6 миллиардов. В 2022-м тоже планируют 6, но сумма может увеличиться.

Деньги это небольшие — примерно пол процента от бюджета страны. И тратить их планируют на точечные проекты по всей стране, которые должны повлиять на социально-экономическое развитие отдельно взятых общин. Что плохого в этой истории? На первый взгляд ничего. Если, конечно, не разбираться в том, как эти деньги распределяются и для чего тратятся.

Решение о том, как распределять эти деньги принимает Минфин, вернее специально созданное комиссией в министерстве. Состоящая из 26 человек, 24 из которых —  это депутаты из бюджетного комитета. Но знаете, что смешно? Предложения о том, на что деньги потратить, тоже подают народные депутаты. Получается, народные депутаты сами подают предложения и сами же определяют, кому деньги выделить. Вот это называется независимая конкурсная комиссия. Правда? Никакого внешнего управления. Куда там этим международным экспертам?

В этом «конкурсе проектов» и есть главная проблема. Аналитики сети «Опора» не первый год мониторят распределение соцэконома и заметили, что деньги тратятся не для развития общин. А для рекламы мажоритарщиков-депутатов. А еще заметили, что далеко не каждый депутат может претендовать на то, чтобы его округ получил поддержку от государства в размере нескольких миллионов. Деньги дают только лояльным и благосклонным к власти избранникам. А в округах других будто и проблем социально-экономического характера нет. Но выделяемые деньги тратят часто не на реальные проекты, решающие проблемы, а на детские и спортивные площадки, мелкие ремонты, или покупку ноутбуков и проекторов для школ.

Я не против ноутбуков и проекторов для учебных заведений – очень даже за. Но здесь есть одно «но» — тенденция. С каждым годом мелких проектов становится все больше, притом, что общий объем затраченных денег тоже становится больше. И это не связано с тем, что все глобальные проблемы давно решили. Выглядит это так: депутат-мажоритарщик подает свой проект в комиссию, потом идет в бюджетный комитет, а именно там решают, кому дать деньги, а кому нет. Там ему говорят, за какие законопроекты власти он должен проголосовать, если он соглашается, его проект тоже согласовывают. Суммы выделяют разные от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов в год. Далее эти деньги переводят в местный бюджет соответствующей громады. С этих денег закупают десяток ноутбуков или устанавливают пару детских площадок. За деньги из государственного бюджета, за наши с вами деньги.

А потом, на торжественное открытие или передачу ноутбуков в школу приезжает наш депутат-мажоритарщик и под объективы камер местных СМИ рассказывает, что это он добился и сделал. А его со всех сторон все благодарят. И очень часто все участники этого цирка забывают вспомнить о том, что деньги это были бюджетными. Такой себе аналог «большого строительства» выходит в миниатюре, и выдуман задолго до Зеленского. Так что еще не ясно, кто у кого вдохновлялся.

Как рассказывают мои источники в парламенте, схема выглядит так: закупки тех детских каруселей часто бывают по завышенным ценам и у подставных компаний, поэтому на соцэкономе не просто пиарятся, а еще и хорошо зарабатывают. Но даже это не вершина цинизма, потому что есть схема, когда депутаты соцэконом продают. То есть, продают возможность реализовать проект с бюджетом в десятки миллионов, за условные пару десятков тысяч вечнозеленых американских плюшек. Их платят депутату, а он просто представляет нужный проект на финансирование, а потом помогает выиграть конкурс.

Подрядчик, израсходовав на покупку проекта условных 300-400 тысяч гривен, получает для усвоения 10-20 миллионов из бюджета. Примерно так может выглядеть эта схема. Но это уже вообще для ленивых избранников, даже пиариться ленятся, хотят просто коснуться по легкому денег, а остальные пусть уже на местах разбирают. Конечно, все это лишь парламентские слухи, и насколько это правда, мы будем разбираться в будущем.

Каждый год комиссия при Минфине принимает список проектов соцэконома длиной в сотни страниц. Там больше тысячи мелких проектов: в одной общине площадку детскую поставить, в другой фонари уличного освещения ремонтируют, где-то подъезд многоквартирного дома красят. Я не против того, чтобы ремонтировали ФАПы, и дома культуры или ставили спортивные снаряды в парках. Я против того, чтобы этим занимались народные депутаты – их в Верховную раду выбирали не для того. Они должны законы писать и решать системные проблемы.

Уже полтора года идет конкурс на избрание главного прокурора САП. Это проблема национального масштаба. И что-то я не вижу толпы нардепов, которые посещали бы заседание конкурсной комиссии. Не вижу сотен гневных заявлений в СМИ и обращений к Президенту и Генпрокурору. Проблема борьбы с топ-коррупцией в Раде занимается один человек из 10.

Но вернемся к соцэконому. Ничего более логичного, чем начать с начала списка я не придумал, и не разочарован своим выбором. Проверив первый же проект, был крайне поражен глубиной нашей глины, так сказать. Открываем документ с распространением субвенций на социальный эконом в 2020 году, смотрим первую же строку: «Приобретение медицинского оборудования для коммунального некоммерческого предприятия «Барская центральная районная больница».

Город Бар Винницкой области, 14 мажоритарный округ, депутат Ирина Борзова. Проверяем, что о нашей мажоритарнице пишут аналитики? И тут удивление: Борзова пиарится на бюджетных деньгах. Согласитесь, очень мило. Разница между предвыборным роликом «слуг народа», где они высмеивали мажоритарщиков и статьей, где Борзову обвиняют в том, что она пиарится на бюджетных деньгах ровно год. Не много времени ей понадобилось, чтобы войти в колею. Что же будет дальше?

По существу никакой разницы между гречкой для избирателей и медицинским оборудованием за бюджетные деньги нет: и одно и другое —  это подкуп избирателей. Только в случае с гречкой – он прямой, а в случае с ИВЛ – завуалированный. Давайте внимательнее посмотрим на госпожу Борзову, что она за рыба такая, из каких глубин достали это новое, внесистемное лицо?

Ее упрекали, еще во время предвыборной кампании, что она занимается бизнесом в оккупированном Крыму. И вроде бы даже налоги платит в Московии. Кстати, в 2017-м она уже баллотировалась в Винницкий городской совет от партии Гройсмана. А еще у нее есть муж. Борзов Сергей, и я был несколько удивлен потому, что муж у народной избранницы не кто-нибудь там, а председатель Винницкой областной государственной администрации. Он, кстати, безуспешно выдвигался на пост городского головы Винницы. А до того был руководителем Государственного Управления Делами — той знаменитой коррупционной кормушки, которую в народе называют ДУСя. Ранее он тоже выдвигался в Винницкий городской совет от «Либеральной Украины», а затем в областной совет от «Фронта перемен». Со всеми попробовал, но повезло только со «Слугами».

У меня есть предположение, почему так: давно-давно он играл в КВН. А еще у него есть тесть. А по совместительству, что неудивительно, папа его жены Ирины Наумовны – Наум Барул. Этот мужчина – руководитель «Лиги смеха». Да, той «Лиги Смеха», которая якобы является проектом «95-го квартала».

Что касается проектов Ирины Борзовой, то в 2020 году их общая стоимость для бюджета была порядка 10 миллионов на больнице округа. Естественно, ход работ Ирина Наумовна контролировала всегда лично, собственноручно предавала оборудование, и принимала искренние благодарности от избирателей. Ибо на самом деле в эти бурные дни без поддержки и помощи настоящего народного депутата не обойтись и именно поэтому, хочу выразить благодарность….  Вот такой он соцэконом, такие они новые лица.

Антон Голобородько для YouTube канала «Є питання» и Informator.media