Так Путин нападет или нет? Почему Запад такой импотентный? Где Зеленский? Почему он молчит? Почему в Офисе президента готовятся к Евробаскету, а не к путинаступлению? Почему семья президента на Сейшелах, если завтра война? Почему не стягивают наши войска к границам? Почему не раздадут оружие?
Эти вопросы уже неделю висят в воздухе и в ленте Фейсбука. Я хочу рассказать, как задавала эти вопросы одному из самых умных оппонентов Путина, когда-то пытавшегося посоревноваться с ним за президентский пост — но ему отказали в регистрации. К сожалению. Все могло быть иначе и для нас и для них.
Гарри Каспаров, легендарный шахматист и один из самых известных в мире российских оппозиционеров, которого путинская клика традиционно выдавила из России – на дикий Запад.
Каспарова многие считают лучшим шахматистом всех времен. Он 13-й чемпион мира по шахматам, фигурант разных списков интеллектуалов и живых гениев. И один из самых известных критиков и политических оппонентов Путина. Из России Каспаров давно уехал, и уже лет десять организует за границей Форум свободной России. Каспаров публично осуждает оккупацию Крыма и войну на Донбассе и давно требует от Запада, где живет, жесткости и категоричности по отношению к диктаторскому режиму в России.
Я записала почти часовой разговор с Каспаровым, и задавала ему вопросы, которые беспокоят всех в Украине: готовится ли Путин к нападению на Украину и способен ли Запад его сдержать? Делюсь услышанным и впечатлением.
Первое. Почему Украина стоит Путину, как кость поперек горла, и почему именно Украину Путин методично пытается уничтожить и не отступает. Сразу по нескольким причинам. Первая – назовем ее историческая – это тот самый «адин народ», статью о которой Путин написал несколько месяцев назад.
Вторая причина касается истории новейшей, точнее будущего отдельно взятого Путина. Вдоль западной границы путинской России не может быть успешная, комфортная и современная страна. Потому что, глядя на таких соседей, россияне скоро начнут подозревать, что царь не настоящий. Что 20 лет Путин их тупо обманывал. И что жить по-другому, чем с нужниками на дворе и пропагандой Скабеевой – вместо условного холодильника – можно.
И третье: Украина — единственная среди вчерашних республик «совка» опровергла путинские утверждения о том, что постсоветские страны способны существовать только как авторитарные режимы. Что демократия — это тупиковая ветвь цивилизации. Украине дважды удалось преодолеть угрозу авторитаризма.
И уничтожить Украину, где в отличие от России, Беларуси, Казахстана и других бывших республик – власть выбирают, а не наследуют – значит доказать, что он был прав. В первую очередь, своему собственному народу, чтобы окончательно перестал мечтать о том, чтобы поиграть в демократию.
То есть, в России невозможен Майдан, в Украине невозможен Путин. Если все так, то самый тревожный сейчас для всех вопрос — нападет ли Путин? — надо переформулировать по-другому: КОГДА Путин нападет? От чего зависит это решение? От того, в каком настроении проснется завтра Путин. От того, что ему подадут на завтрак. Оттого, что ему стрельнет в голову. От интересов путинских олигархов. От того, кто из путинского окружения выигрывает войну за уши Путина – ястребы или голуби. От того, как он потерял связь с реальностью. И еще от множества других факторов, из-за чего ответ на вопрос «Начнет Путин масштабное вторжение или нет» – становится как в анекдоте о том, какова вероятность, что на Красную площадь выйдет динозавр? 50 на 50 – или получится или нет. Так и с оглашением войны им сейчас. Она начнется или нет.
Вопрос третий. Придет ли Запад на помощь, если Россия открыто нападет на Украину? Будет ли – поддерживать так, как поддерживал грузин в 2008-м, белорусов – в 2020-м и казахов в 2022-м?
Вопрос четвертый. Тот пакет санкций из ада – отключение России от СВИФТ и табу на работу с российскими банками, персональные санкции против российских топ-чиновников с Путиным включительно, энергетическое эмбарго – почему он до сих пор не введен и дискутируется? Ответ не только в том, что западные экономики зависят от российской. Ответ еще и в том, что на Западе также множество коррумпированных политиков, подсевших на российские деньги.
Герхард Шредер – бывший канцлер Германии, личный друг Путина и член правления Газпрома – это лишь самый яркий пример таких персонажей, которые за деньги Путина лоббируют его интересы в мире, легитимируют путинский режим и оберегают Путина от слишком жестких движений коллективного Запада. Именно в честь Шредера политика подкупа Кремлем западных функционеров получила название шредеризации Запада. И таким образом, российские нефтедоллары размазаны не только в Германии, а по всему миру.
Поэтому любые санкции из ада остаются уже восьмой год преимущественно на бумаге. Поэтому российская экономика, несмотря на постоянные прогнозы великих знатоков России, с начала войны в Украине до сих пор не загнулась и путинский режим с ней вместе. И именно эта неопределенность – будет ли принят этот пакет в случае вторжения – в настоящее время, возможно, является причиной того завладевшего сейчас затишья после ультиматумов Путина. Он выжидает, решится ли Запад на это. Потому что то, нападет Путин или нет – зависит от того, какой для России и Путина лично будет цена этого нападения. А цены пока – не составили.
Доказательством того, что гопники понимают только язык гопников, что Путин понимает только язык силы, вероятно, можно считать недавнее введение русских войск в Казахстан. Когда для подавления нового Майдана у своих границ Путин, ввел в Казахстан войска, прикрыв стыд фиговым листом ОДКБ – все почти в один голос поспешили назвать это оккупацией и спрогнозировать, что российские солдаты не скоро уберутся назад. Российские войска забрались в считанные дни.
Способен ли Запад ответить языком силы на язык силы? Пришли ли там наконец-то к осознанию того, что паранойя в Кремле прогрессирует? Что крики Скабеевой, Жириновского, Пескова, Лаврова и самого Путина об одном народе — это не философия и не пропаганда, а они действительно собираются восстанавливать «историческую» справедливость? Что кремлевские башни спешат, потому что с каждым годом Украина все больше удаляется, а украинцы – все больше ненавидят этот один народ? Что в конце концов – Украина только один кусок шахматной доски, который россияне собираются отгрызть? Что дальше они просто смахнут с доски другие шахматные фигуры.
Читали ли там статью еще одного русского мыслителя – бывшего помощника Путина Владислава Суркова «Куда делся хаос? Распаковка стабильности». В которой черным по белому написано, что единственный возможный рецепт выживания для России – это экспорт хаоса наружу? Что воевать и уничтожать соседей и мир в Кремле считают единственным эффективным путем, чтобы та неоимперия или недоимперия, которую они построили, держалась вкупе и не распалась? Этим Россия и занимается 20 последних лет, пока ею правит Путин. И все эти 20 лет коллективный Запад проглатывает это, еще больше развращая самый опасный режим мира. Который продолжает атаковать все новые страны и выдвигать все новые ультиматумы.
С точки зрения здравого смысла анализировать здравый смысл Путина нет смысла. Никто не знает, как он будет действовать, и когда и к какому новому абсурдному и безжалостному шагу прибегнет. Путин чувствует, что теряет Украину и это для него стратегическое поражение, потому он спешит.
Именно поэтому спешить еще больше должны мы. Ибо то, что происходит сейчас – для нас гонка на выживание. На все эти вопросы, которые мы хотим кому-то задать – ответа мы не получим никогда, потому что в голове у Путина, возможно, неизвестно самому Путину. И вопрос здесь может стоять только один, кто успеет первым – мы стать сильной во всех смыслах страной, которую невозможно будет ни вернуть в состояние «один народ», ни захватить, ни стереть с карты мира. Безумный диктатор успеет воспользоваться тем, что мы пока не стали страной, которую невозможно ни вернуть в состояние «один народ», ни захватить, ни стереть с карты мира. И сама фактом своего существования уничтожает режим самого безумного диктатора.
Поэтому мы не можем позволить себе откатов назад. Даже топтаться на месте для нас означает откат назад. А этим мы очень часто занимаемся, когда саботируем и имитируем реформы, боремся за булаву, играем в популизм и подрабатываем на том, что плохо лежит. Даже во время войны. И с точки зрения здравого смысла – это коллективное самоубийство.
Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media