Хотят ли русские войны? От этой культовой когда-то для «хомо советикус» песни осталась одна только эта строка. Мало кто помнит, что написал его русский поэт Евгений Евтушенко 60 лет назад после поездки за границу, на «загнивающий запад» — где его задолбали вопросом — «Хотят ли русские войны?». Прошло 60 лет. Развалился «совок». Евтушенко эмигрировал на загнивающий Запад сразу после распада СССР в 91-м и скончался в США. А весь мир до сих пор задается вопросом: «хотят ли русские войны?».
Пару дней назад я показывала вам это фото. Это Алексей Тупицын. Он живет в Усть-Куте Иркутской области. Это примерно в 6 тысячах километров от нас. Там 600 километров даже от самого Усть-Кута до приемной Путина в Иркутске, куда Алексей ездил с этим плакатом выразить протест президенту России против развязывания войны с Украиной. Алексей записал видеообращение в Кремль.
«Я категорически не поддерживаю сегодняшнее решение российских властей развязать войну с Украиной и всю милитаристскую риторику, которая ведется на центральных каналах. Братоубийственная война – это преступление против обоих народов. Вину загладить будет нечем. Я призываю власти России остановиться, отвести войска о границ с Украиной, и сесть за стол переговоров. Оккупация части Луганской и Донецкой областей – это незаконное мероприятия, которое никогда не легитимизирует международное сообщетсво», — отметил в обращении Тупицын.
Алексей Тупицын возглавляет общественную организацию «Центр гражданского содействия». На его аватарке в фейсбуке – флаг Украины и фото с призывом «Нельзя воевать с Украиной». К сожалению, Алексей принадлежит к очень небольшому проценту россиян, которые осознают, что именно президент России Владимир Путин виноват в том, что на Донбассе восьмой год идет война и тайно снабжает боевиков кэшем и оружием. И что сейчас президент Путин может дать приказ начать полномасштабное вторжение в Украину. Лишь 4% россиян считают, что в войне в Украине виновата сама Россия.
«50% опрошенных заявили, что это США и Путин не может этого не учитывать». Это заявил Лев Шлосберг – российский политик, который в 2014 году первым в России начал говорить о том, что на Донбассе воюет регулярная армия РФ и показывать гробы с русскими солдатами, возвращающими из Украины. За что Шлосберга избивали и преследовали. 8 лет спустя 16% россиян до сих пор считают, что мы сами на себя напали в 2014-м. Сами отхватали у себя кусок территории. Сами попросили Путина окружить нас 100-тысячным русским войском вдоль всей границы и терроризировать вторжением.
Аналогичные тезисы мы слышим и здесь у нас, на некоторых теле- и ютуб-каналах, которые транслируют ту же русскую пропаганду, которой промывают мозги россиянам Скабеева и Соловьев, культивируя ненависть и глорификуя войну. Ранее они звучали изо ртов ведущих и спикеров каналов кума Путина Медведчука. А теперь – изо ртов ведущих канала «НАШ» Мураева, которого россияне по данным британской разведки вроде бы хотят назначить наместником Путина в Украине. Украинские СМИ утверждают, что Служба безопасности Украины готовит документы для внесения канала «НАШ» в санкционный список за антиукраинскую пропаганду. Те же тезисы, напомню Службе безопасности, раздаются в эфире телеканалов Рината Ахметова, на ютуб-каналах Страны UA и Шария. Но вернемся к россиянам.
Еще больше граждан России — половина — как при «совке» и холодной войне считают, что этот Запад ведет войну против России, в том числе на территории Украины, Грузии, Беларуси, Казахстана, Сирии.
Вот типичные ответы по опросу: «Элиты Украины проплачивает Америка, они хотят с народом, то и делают»; «Украина – просто пешка в большой игре, все это от Америки идет… что ей говорит Америка, то Украина и делает, это ясно»; «Это просто игра США, западных стран, НАТО, которые через Украину воздействуют на Россию».
Это ответы не из прошлого столетия, а из соцопроса в прошлом месяце. Его проводил «Левада центр» – русская социологическая служба, которой можно доверять – хотя бы потому что она признана в России иноагентом. Уже несколько месяцев «Левада центр» фиксирует, что россияне морально готовы к тому, что Россия будет втянута в новую широкомасштабную войну. И страшно этого боятся.
Страх войны в России – рекордный за всю историю измерений – последних четверть столетия. Почти 60% россиян боятся “мировой войны” больше смерти, бедности, СПИДа и произвола власти. Больше войны боятся только болезни кого-то из близких или детей. Вы можете спросить меня, зачем я об этом рассказываю и какое нам дело до того, чего там хотят или боятся россияне.
Причина в том, что «хотят ли русские войны» — это аргумент, который может сейчас повлиять на мозги Путина. Возможно, на уровне со всеми американскими джавелинами и западными санкциями вместе взятыми. И на его решение о том, быть войне или нет. В России внешняя политика всегда является продолжением внутренней. Любые внешнеполитические движения Путина, Лаврова и компании – рассчитаны на электорат Путина. Маленькие победоносные войны, аннексии, оккупации, измерения джавелинами с Байденом, ультиматумы всему миру и агрессивные выпады типа «заберите ваши манатки» — все это предназначено в первую очередь для рта Скабеевой, ушей российских телезрителей и в конечном итоге — для поддержки .
И как показывают замеры «Левада-центра», со времен эпохи победоносства 2014 года и эйфории от оккупации Крыма — настроения россиян изменились. 8 лет войны и санкций, из-за которых доходы россиян все это время падали, 8 лет постоянного нагнетания истерии сделали свое дело. Несмотря на все старания Скабеевой, Лаврова и Путина, энтузиазм угас. Хотя они все еще хотят победы над этим самым загнивающим Западом, хунтой и карателями в Украине или хотя бы над украинскими блоггерами в комментариях под видео в ютубе или в фейсбук. Но – победы без войны.
«Таких людей, которые изначально считали агрессию против вас преступлением — их немного. Когда был аннексирован Крым, то тех людей, которые считали это актом агрессии было менее 1 процента. Тем не менее, вас сильно не любят. Пропаганда конечно поработала очень здорово. Войны люди не хотят. Но хотят победы и капитуляции. Многие считают, что при первом звуке наших приближающихся колонн враг побежит вообще и все будет прекрасно. Ну конечно, это бред собачий», — отметил Леонид Госман, российский политик.
Так что около 60% граждан России не хотят войны и будут очень раздражены, если начнутся военные действия, считают российские социологи. И будут очень недовольны, если Россия начнет масштабное вторжение. И это определенно негативно скажется на их отношении к президенту. Месяц назад газпромовская российская радиостанция «Эхо Москвы» поставила своим слушателям вопрос: хотели бы вы отправить своих детей воевать в Украину? 91 процент ответили, что не хотят.
«Если ВВ поверит, что Украина может дать отпор — то войны не будет. Он не понимает, что отдать его электорат не захочет».,– отметил Леонид Госман, российский политик.
Значит ли все это, что вторжения не будет? Что где-то там в Кремле следят за результатами соцопросов инагента – «Левада центр» или сайта «Эхо Москвы»? Что где-то в Кремле услышат жителя Усть-Кута Иркутской области Алексея Тупицына? Не думаю.
Ибо единственная реальная причина для вторжения скрывается где-то в извилинах головного мозга Владимира Путина. Где-то между остатками инстинкта самосохранения – и паранойей об одном народе и великой империи. А вот что из этого победит — зависит от каждого кирпичика или гвоздика, который в этот мозг будет забиваться. И единичными пикетами россиян, и заявлениями и санкциями Западу, и тем, как мы здесь в Украине реагируем на его параноидальные угрозы.
10% украинцев при вторжении намерены присоединиться к Вооруженным силам для отпора агрессии на фронте. 9,5% — к территориальной обороне, к добровольческим силам в тылу. Четверть – готова оказывать посильную невоенную помощь. Хотят ли русские такой войны? Не мы эту войну начали. Не отправляйте своих детей воевать в Украину. Давайте вместе поможем россиянам услышать нас.
Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media