Пошли все в лес: итоги недели в украинском политборделе

Путин поехал на Олимпиаду в Пекин – как-то сразу все вспомнили Олимпиаду 2008-го года и вторжение в Грузию, а следом Олимпиаду 2014-го года и оккупацию Крыма. Будет ли попытка нового вторжения на этот раз? Мы всем миром, кажется, сделали все для того, чтобы этого не произошло… Хотя нет, не все — украинское правительство рассказывает об усталости от западных партнеров, которые поставляют нам оружие, которое должно было сдержать кремлевский режим от глупостей.

А еще украинская власть одной рукой берет деньги у Запада, а другой нарушает взятые на себя обязательства – назначение главного прокурора САП так и не состоялось. Возможно, Зеленский думает, что он, как и обещал, уже победил коррупцию, но это явно ошибочное восприятие реальности.

Сразу три коррупционных скандала во властной команде на этой неделе: благодаря журналистам вспомнили о пьяном ДТП Трухина, но оказывается он там еще и взятки полицейским предлагал. В ВАКСе слушали дело нардепа Юрченко, который очень любит плюшки. А нардепа Кузьминых – это тоже Слуга Народа, НАБУ объявили в розыск. Это не очень похоже на победу над коррупцией. Над коррупцией, которую большинство украинцев считают куда большей угрозой для Украины, чем российскую агрессию. Тут мы возвращаемся к тому, что за Украину борется преимущественно украинское общество, требуя закрыть мураевскую помойку телеканал «НАШ», наши западные партнеры, блокируя российские Ютуб-каналы Медведчука. Но почему-то не украинская власть…

Сегодня воскресенье, и значит пришло время разбираться с тем, что произошло в нашем политическом борделе на этой неделе.

Вероятное вторжение России, об этом в последние недели говорят лидеры партнерских в Украине государств: США, Британии, Польше… Беспокойство мира базируется не на пустом месте. Кремлевский режим дал все поводы для волнений: стянул войска к границам с Украиной и выдвинул ультиматум Западу. Они прямо сказали: или отдайте нам Украину, или мы дадим вам военно-технический ответ. Параллельно в своем информационном пространстве они накачивают россиян пропагандой и обещают начать войну, придумывают разные поводы: от атаки Украины, с применением химического оружия, до провокации США…

Олимпиада в Пекине – это не повод для войны, даже несмотря на то, что ряд западных стран ее бойкотируют. Но у нас есть печальный опыт — Путин уже развязывал войны, именно под время Олимпиад. В 2008 году в Грузии, тогда игры тоже были в Пекине. И в 2014 тогда они были в Сочи. Сейчас многие говорят, что китайские товарищи прямо запретили Кремлю развязать войну во время их праздника, к которому они так долго готовились. Может и так, но прошедшие два раза Путина какие-то спортивные соревнования не останавливали. Тем более в 2014-м это были его игры, которые он тоже пытался использовать как свою победу, но даже это его не сдержало. Поэтому я разделяю позицию, что именно февраль месяц станет для нас решающим моментом истины – решится Путин принять это роковое решение или нет. На него может влиять все – готовность украинцев дать отпор, готовность западных стран нас поддержать, как оружием, так и санкциями на кремлевский режим, готовность россиян встречать гробы с возвращающимися из Украины солдатами, готовность Пекина молчать – тоже важна.

На этой неделе состоялось заседание Совбеза ООН по российским провокациям на нашей границе, и это была финальная перекличка. Из 15 участников заседания 10 поддержали саму идею его проведения, 2 – Китай и Россия считают, что для разговора нет причин, а еще три страны воздержались. Вокруг Украины сейчас создана мощная международная коалиция. И они не просто говорят о поддержке и предупреждают Путина о последствиях, они оказывают нам военную помощь.

Партии летального оружия приходят в Украину одна за другой. Помимо Америки и Британии, уже не первую неделю гоняющих в Киев самолеты с оружием, сенат Польши поддержал предоставление такой помощи. А на этой неделе в Киев прилетали премьеры Британии и Польши. Их страны совместно с Украиной намерены создать новый союз, который может оказаться очень полезным для нас. Конечно, каждая сторона имеет свои мотивы: британцы пытаются играть на противоречиях в Европе для увеличения собственного влияния – это их фирменный стиль. Полякам такой союзник, как Британия, будет не лишним, на Россию у них свой зуб. Но и Украина нуждается в поддержке, как политической, так и военной. Так и образуются союзы, когда каждая из страны у них получает свою выгоду.  Насколько мы, то есть наши лидеры, сможем выжать из этих союзов максимальную выгоду для себя? Здесь есть серьезные сомнения.

Еще один визит лидера, который на этой неделе прибыл в Украину – это президент Турции Эрдоган. И это хорошо, что он готов нам помогать. Именно во время этого визита было подписано соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Турцией. А еще якобы договорились запустить производство беспилотников Байракторов в Украине и подписали соглашение. Учитывая, что производство принадлежит сыну Эрдогана — этот договор является решающим, а не просто заявлением о намерениях.

А еще Эрдоган выступил с инициативой провести встречу между Зеленским и Путиным в Турции, и наш президент принял это предложение. Учитывая, что Минск, как переговорная площадка себя уже скомпрометировал, возможно, в этом и есть логика. В Кремле уже отреагировали на эту идею. И отреагировали в духе: мы за встречу хоть с чертом лысым, только бы знать, о чем с нами будут говорить, и о чем мы договоримся. Таким образом, намекая, что о деоккупации Крыма и Донбасса говорить они не хотят.

Насколько Украина сможет быть в сильной позиции на переговорах с Россией при посредничестве Эрдогана? У меня уверенности, в том, что наша позиция там будет сильна, нет. Во всей этой ситуации у меня одна обеспокоенность – подыгрыш Эрдогана риторике Зеленского, о том, что угроза со стороны России преувеличена. Он создает, что нагнетание паники ищет экономические интересы Украины. При этом, ему стоило бы больше внимания уделять экономике Турции, которая благодаря его решениям сейчас находится не в лучшем состоянии.

Что-то мне подсказывает, что украинские политики и чиновники несколько перенимают практики Эрдогана. И даже такие, казалось бы, адекватные дипломаты, как наш министр иностранных дел Кулеба иногда выдают странные заявления. Такие, как он сделал на этой неделе с подачи ведущей Коломойского Наталии Мосийчук.

Что? У нас скапливается усталость? Я что-то не понял, может, мне послышалось? Нет, не послышалось: он и действительно поблагодарил за то, что ведущая с канала Коломойского заговорила об усталости от западных партнеров. Мы упрекаем немцев за то, что они нас игнорируют и не продают оружие и одновременно с тем британцев за то, что они о нас говорят и продают оружие. Это шизофрения?

Поговаривают, что все министры получили прямое указание из офиса президента снизить уровень резкости в своих высказываниях. У меня есть одно объяснение: Зеленский знает, что украинцы не воспринимают его как надежного главнокомандующего. И потому жесткая риторика власти будет только уничтожать его рейтинги. Потому в стране все должно быть нормально и спокойно. Не знаю, понимают ли они там, что личные рейтинги Зеленского вообще никак не влияют на решения, которые принимает Путин в Кремле… Но любые другие объяснения, такие как договоренности ОП с Москвой, я и рассматривать не хочу, потому что этот вариант просто ужасен.

Объяснение самого Зеленского о том, что паника вредит украинской экономике – это вообще нельзя рассматривать как серьезный вариант. Потому что это какой-то трэш. Украинской экономике вредит не паника, а коррупция и полное отсутствие желания с ней сражаться. А то, что такого желания у Зеленского нет – это очевидно. Яркое свидетельство – это конкурс САП, который подконтрольная Банковой часть комиссии уже 16 месяцев пытается сорвать. Только по той причине, что побеждает не тот кандидат, которого они хотят видеть. На этой неделе конкурс тоже сорвали. Международные члены конкурсной комиссии шокированы, все наблюдавшие за конкурсом тоже в шоке.

Причины срыва – два члена комиссии: Гуджал и Бусол просто отказались участвовать в ее работе, они ждут решения суда, которое не имеет к делу никакого отношения… Этими действиями коррупционеры президента просто плюют в лицо нашим иностранным партнерам, которым Зеленский лично обещал в кратчайшие сроки завершить конкурс и украинцам, которым он обещал коррупцию побороть.

Почему Зеленский это делает – он крышует собственных коррупционеров. Он крышует Татарова, дело которого довел до подозрения победивший на конкурсе Александр Клименко и должен стать руководителем САП. Зеленский крышует таких депутатов, как Трухин, который попал в пьяное ДТП, но непосредственно на месте ДТП пытался дать взятки полицейскому. Намекая на то, что в багажнике машины у него лежит 150 тысяч конфет, и их можно унести, лишь бы дали пойти ему в лес. То есть сбежать с места происшествия. Зеленский крышует таких депутатов, как Юрченко, какого генеральный прокурор Венедиктова пытается отмазать, а когда НАБУ опубликовали видео, где он договаривался за взятки, который нежно называл плюшками, позволила открыть против него дело. Это дело в суде его слушали и там становятся публичными такие доказательства, что волосы начинают двигаться на голове. В материалах дела ясно видно, что Юрченко подтверждает: он не готов быть депутатом, потому что ничего не понимает в плюшках и деньгах.

Вот еще одна причина, объясняющая, почему Зеленский не хочет, что антикоррупционная прокуратура работала – детективы НАБУ объявили в розыск нардепа из «слуг народа» Кузьминых. Его с поличным поймали во время получения взятки. Даже подозрение ему уже Венедиктова подписала, но он не хочет появляться по вызову следователей, он в больнице и не хочет говорить, где именно. Он просто скрывается от правоохранителей.

Синдром клетчатого оделяла Насирова проснулся у него. Вы представьте, сколько дел таких и подобных может получить движение, когда САП получает независимого руководителя, который обеспечивает должное процессуальное руководство. Головы депутатов полетят, как спелые яблоки. И неизвестно, как далеко все это может зайти и насколько близкие к Зеленскому люди оказываются на скамье подсудимых.

Интересы своего окружения президент, очевидно, ставит выше интересов Украины. Поэтому единственные кому интересно заниматься рупорами московской пропаганды в Киеве — это не СБУ, а активисты, которые на этой неделе пришли пикетировать мураевский канал «НАШ». Это тот Мураев, о котором нас предупреждают британцы, что именно его Путин хотел бы видеть руководителем подконтрольной ему Украины. Но ни канал, ни Мураев не заслуживают внимания нашей контрразведки. Возможно, все потому, что обещанную реформу СБУ до сих пор не провели, а главная спецслужба вместо того, чтобы гоняться за кремлевскими агентами, занимается крышеванием бизнеса?

Еще есть одна сила, которая играет на стороне украинского народа – это наши иностранные партнеры. Ютюб на этой неделе заблокировал два пророссийских канала, работавших с украинской аудиторией: «Первый Независимый» и «УкрЛайв», фактически принадлежащие Медведчуку. Просто спасибо корпорации Гугл и руководителям Ютуб – это решение, которое добавляет еще один кирпич к информационной безопасности Украины. Как показывает опыт, поддержка наших западных партнеров – это хорошо, решимость наших активистов – важно, устойчивость наших военных – бесценна.

Но если мы, граждане Украины, даем власть в руки людей, которые не борются за наши национальные интересы – это может быть бесполезно. Люди голосуют за тех, за кого им сказали голосовать по телевизору, а медиа принадлежат олигархам. Поэтому, если мы хотим сделать из нашей страны что-нибудь стоящее, мы должны развивать независимую журналистику – это тот инструмент, который может все в нашей жизни изменить. Да, не сразу, но вода камень точит.

Антон Голобородько для YouTube канала «Є питання» и Informator.media