В последнее время мы много говорим о том, как нам помогают западные партнеры. Борты с оружием, садящиеся в Киеве один за другим, число которых уже измеряется десятками, внушают веру и оптимизм. Но для того, чтобы выстоять и победить – этого мало. Я говорю не о количестве оружия, хотя и его тоже много не бывает. Я о самом оружии – просто его наличия маловато.
Мы видели Афганистан и стремительное падение прозападного правительства. Оружия у них было достаточно. Им не хватило чего-нибудь другого. А у нас вот этого кое-чего хватает? И чего им, собственно, не хватило?
Российские пропагандисты и говорящие животные Путина и сам плешивый часто говорят о военном освоении территории Украины Западом и НАТО. То есть, об оккупации. И я готов поверить, что они реально в это верят. И это наводит на мысль, что они действительно не понимают тенденций современного мира. Что они в своем понимании мира застряли где-то в кгбшных методчиках тридцатых годов. Которые к тому времени были устаревшими.
Оккупация территории другой страны – это вещь характерная для колониальной эпохи. Для стран с индустриальной экономикой. Работает это так: метрополия имеет мощную производственную базу, а из колоний они даром берут все ресурсы. А потом в те же колонии, являющиеся основными рынками сбыта, считают уже готовую продукцию. Так, как большая часть добавленной стоимости создается в метрополии, то и обогащается именно ее население. А колония остаются на остаточном довольствии. В 19 веке это реально эффективно работало. Так было по многим причинам: о правах людей никто не заморачивался, потому что до середины того же столетия вообще то рабство считалось чем-то нормальным. Во-вторых, информация распространялась очень медленно — люди, проживавшие в африканских и азиатских колониях, даже не догадывались о реальном уровне жизни в европейских метрополиях. И что главное – само индустриальное производство давало наибольшую добавленную стоимость. Именно эти обстоятельства приводят к тому, что содержание колоний не просто оправдано, а еще и экономически привлекательно.
Но за последние 150 лет мир сильно изменился. Посмотрим на одну из самых технологичных отраслей – самолетостроение. Сегодня сконструировать планер может почти любая страна. Но далеко не все строят самолеты. Ибо современный самолет – это не только фюзеляж, крылья и двигатели. Это еще куча электроники. И все вместе это должно быть: надежным, эффективным, экологичным, а производство должно оставаться рентабельным. Далеко не все обладают современными очень сложными и дорогостоящими технологиями, которые превратят их продукцию в конкурентноспособный товар.
Вот москвиты что-то там лепят, но их самолеты никто не покупает. Потому что они состоят на половину из иностранных комплектующих, надежность сомнительна, а цена заоблачная. Проще купить что-то проверенное. Хотя еще 30-40 лет назад полмира пользовались советскими самолетами. Кстати, очень похожая ситуация и с украинским авиастроением. Оно не конкурентоспособно. Поэтому хоть в Украине и могут сконструировать собственные планеры для беспилотных аппаратов и надежные двигатели есть, но без системы управления и связи они не интересны. В итоге мы закупаем турецкие Байрактары и строим завод по их изготовлению в Украине.
А теперь вопрос: если информационные технологии приносят больше денег, чем физическое производство – то зачем вкладываться в строительство фабрик и заводов? То есть в цене любого технологического товара, как этот телефон, большая часть стоимости – это технология. Соответственно ресурсы и территории, на которых их добывают, теряют свою ценность. Ценным становится мозги, умы людей, которые могут написать новое программное обеспечение. И человеческий капитал, особенно хорошо развивающийся в странах, где инициативу можно проявлять, где обеспечены права и свободы, где работают законы. И для владения этими людьми не надо воевать и захватывать территорий, или как говорят московиты «осваивать военным способом».
Люди сами поедут туда, где лучше платят за работу, где лучшие условия жизни и работы. И качественных специалистов там радушно принимают. Или будут с ними работать отдаленно, да еще лучше. Потому что для Украины отличная зарплата, для США — копейки. Более того, цивилизованные страны понимают, что оккупация территорий она несет за собой кучу убытков. Во-первых, на войну, а во-вторых потом с этой территорией нужно что-то делать, организовать там власть, какое-то самоуправление. Социальные стандарты. А потом окажется, что местные жители еще чем-то будут недовольны, что они там протестуют и чего-то требуют.
Одни проблемы – для чего? И что главное, гениальные идеи не рождаются под дулами автоматов, нужно создать условия, когда люди могут проявлять инициативу и реализовывать собственные идеи. Когда их права защищены, а жизни не угрожает опасность. Когда СБУшник не придет и не наденет наручники за то, что ты что-то здесь на компьютере щелкаешь. Развивающиеся страны еще и сами хотели, чтобы их взяли в свою сферу интересов те, кто уже этот путь прошел. Поделились своими наработками, помогли в развитии, гарантировали безопасность. А здесь самое смешное, пока в Кремле боятся что их захватят – они нафиг никому не нужны. Они уже просились у ЕС и НАТО в начале нулевых им отказали. Вернее, им предложили провести сложный комплекс реформ, сначала трансформировать свое государство, а потом уже куда-то интегрироваться. То же самое и с нами.
В постиндустриальную эру, когда самым ценным ресурсом является идея, сила государства измеряется не количеством нефти, не танками и даже не ракетами – а способность к эффективной организации в сложных горизонтальных системах. С помощью авторитарных или тоталитарных режимов, когда все решения принимаются централизованно и в приказном порядке спускаются вниз, как в Китае или России. И не так как в Украине – когда власть себе отдельно, а народ себе отдельно. А когда свободное общество может эффективно координироваться демократической властью. Когда государство гарантирует защиту и безопасность, но при этом все права и свободы соблюдаются. Когда инициатива граждан не встречает сопротивления, но находит поддержку. Когда власть не инструмент обогащения, а способ служения обществу. Когда законы выполняются, но бюрократия не становится целью существования государственного аппарата и чиновницы реально способны выполнять свои задачи и достигать целей, а не просто перекладывать бумажки.
Вы можете сказать, что я идеалист, что такого в мире нигде нет. Ну и так идеально это нигде не работает, но западные страны к этому приблизились и если мы хотим к ним присоединиться, тоже нужно двигаться в этом направлении. И я вам скажу, если у нас будут в этом процессе успехи – то кремлевский режим перестанет для нас быть угрозой. При меньших ресурсах, но с эффективной системой управления, мы можем защититься. Особенно смешно в этой истории то, что когда ЕС, США и НАТО говорят нам о реформах, они говорят именно об этом. О создании эффективной системы управления государством.
Это выглядит так: мы просим принять нас в НАТО и ЕС, а нам в ответ – сделайте реформы и без вопросов. А вот так, как сейчас не выйдет. И от нас не требуют чего-нибудь удивительного. Говорят, давайте реформируем суды, правоохранительные органы, давайте начнем бороться с коррупцией. То есть решим те проблемы, которые больше всего мешают сдвинуться с мертвой точки в более сложных реформах. А наша власть кричит, но ни черта не делает. Главного прокурора САП так и не назначили. В американском посольстве уже прямо заявляют, что репутация Зеленского напрямую зависит от того, когда назначат руководителя САП. Ну, то есть американцы не перестают поддерживать украинский народ, они знают, что это именно мы с вами хотим присоединиться к НАТО и ЕС, не Зеленский, потому что если бы он хотел, то реформы уже давно были бы сделаны, у него все есть для этого.
А реформы делать нужно однозначно: вот давайте посмотрим на ГБР. Вы когда-нибудь видели, чтобы правоохранительный орган публиковал бы факты, которые оправдывают люди, возможное преступление, которое они расследуют? Ну это же абсурд, бюро расследований должно доказать вину, а если ее нет, то дело надо закрыть. Но ГБР через полгода молчания, после громкого информационного скандала, решили вдруг опубликовать записи из которых якобы следует, что Трухин не сидел за рулем, когда его машина попала в аварию. При этом видео было снято на другой дороге и оно само по себе ничего не доказывает. Еще больше идиотизма добавляет тот факт, что Трухин вообще-то представитель команды президента — то есть следственный орган, который должен доказать вину, доказывает невиновность людей из команды президента. Это вообще ситуация за пределами добра и зла.
Или вот еще одна история – нардеп Юрченко, которого словили на взятке полтора года назад, сейчас улетел на отдых в Доминикану. Это вообще как? Где здесь эффективность государственных органов? Может ли взять взятки сейчас это не проблема в Украине? У нас в Украине может быть сколько угодно оружия, наш народ может быть сколь угодно мотивирован защищать н независимость, но если государственный аппарат будет неспособен организовать оборону – все остальное, как мертвому припарки. Оно не поможет.
Правительство Афганистана потерпело поражение за считанные недели не потому, что у них не было оружия или армии, а потому, что они без поддержки американцев оказались не в состоянии организовать оборону. Их бюрократия оказалась не жизнеспособной, система управления государством развалилась. И власть взяли те, у кого был автомат и примитивная самоорганизация. Риск, стоящий перед Украиной на многие порядки посерьезнее — нам противостоят не какие-то талибы, а настоящая гигантская армия, с бюджетом в 10 раз больше нашего бюджета обороны. И если мы не научимся эффективно управлять имеющимися ресурсами – вопрос нашего существования снова будет возложен на свободу случая.
В условиях, когда государственный аппарат изо всех сил демонстрирует собственную несостоятельность, единственное, что может спасти — это наша способность к самоорганизации, ничего и не от кого ждать. Мы уже знаем, что и как мы можем – волонтерское и добровольческое движение это уже доказало. Сегодня должны подходить к процессу еще более системно. Поддерживать такие организации как «Вернись живым» и их проекты, вступать в территориальную оборону и еще больше самоорганизовываться в кругу резервистов, не стесняться задавать вопросы и искать тех, кто может вам помочь научиться. Здесь есть отличный пример киевских подразделений ТРО, и ребята с радостью поделятся своим опытом.
Антон Голобородько для YouTube канала «Є питання» и Informator.media