Верховный «куратор»: протеже Ермака в новом коррупционном деле

«Война все спишет, бабы нарожают» — так говорят о русских, но имеем собственную историю, которую можно проиллюстрировать теми же словами. Война все спишет.

На прошлой неделе президентская партия попала в очередной коррупционный скандал. И на фоне новостей о войне и все новых и новых датах вторжения история какого-то там даже не народного депутата, а депутата Киевского горсовета была бы не достойна моего и вашего внимания. Если бы в ней не всплыла фамилия персонажа, отставки которого у президента давно требует общество. Олег Татаров. Я напомню, кто это, если вы забыли.

Татаров — это еще и человек, который не ответил за свое собственное участие в коррупционной сделке, которая нанесла ущерб Нацгвардии на 80 миллионов гривен. Во времена войны. На этой неделе в суде, где избирали меру пресечения очередному слуге народа, пойманном на коррупции — Трубицына — фамилия Татарова прозвучало как фамилия человека, который курирует еще и «схемы».

И, к сожалению, прямо сейчас Татаров «курирует» не только «все вопросы», но и организованную кампанию по уничтожению антикоррупционной инфраструктуры. Очевидно, для того чтобы пока кто-то думает, как защитить и спасти страну от Путина, кто-то другой имел возможность продолжать заниматься коррупцией. Война все спишет.

История примитивна и банальна. 9 февраля Национальное антикоррупционное бюро разоблачило очередного слугу народа — депутата Киевского горсовета Трубицына на взятке в 1 миллион 260 тысяч гривен. Трубицын «промышлял» в Киевсовете нехитрым бизнесом: по версии НАБУ, за взятки помогал устанавливать киоски в Киеве. У него было несколько сообщников — два личных помощника и три руководителя коммунальных предприятий, которые занимаются такими торговыми точками. НАБУ поймало схемщиков во время получения того же миллиона с лишним гривен.

На пленках НАБУ звучат такие слова президентского депутата: «У нас золотая акция, мы же партия власти пока еще. Нам палки в колеса сложно засунуть, потому что мы можем нах*й по голове за это крепко». А на суде, где Трубицыну избирали меру пресечения, прокурор зачитал вот такие слова помощника депутата Трубицына.

«Я так понимаю, что курирует все вопросы Татаров, потому что он раз в неделю к нему типа ездит на полный отчет… Но с Ермаком он не общается, я это прекрасно знаю. Он общается с Олегом, а Олег уже с Ермаком».

То есть помощник депутата утверждает, что курирует такую вот «работу» депутата-торговлю разрешениями на установку киосков в Киеве — Олег Татаров, заместитель главы Офиса президента Андрея Ермака.

Возможно, этот случай со слугой Трубицыным и является ответом на вопрос, чем же так незаменим в Офисе президента бывший милиционер Януковича Татаров и почему президент не уволил человека, которого НАБУ подозревало в коррупции?

Так получается, что Олег Татаров курирует одновременно правоохранительные органы-как сказал президент, коррупционные схемы, как говорит фигурант очередного уголовного дела с участием президентского депутата — и конкурсы по избранию руководителей антикоррупционных органов, как говорят члены этих конкурсных комиссий и антикоррупционные эксперты. Это же просто бинго какое-то. Джек-пот.

И в отличие от президента, я вижу прямую связь между тем, что Олег Татаров курирует одновременно и коррупционные схемы и конкурсы по избранию руководителей антикоррупционных органов. А также между тем, что этим антикоррупционным органам никак не могут избрать нормальных руководителей.

Сегодня истекает 393-й день с начала конкурса по избранию главного прокурора Антикоррупционной прокуратуры. Конкурс замер ровно в тот момент, когда победителем в нем вышел детектив НАБУ Александр Клименко, который вел дело против Олега Татарова. Математически — то есть по сумме набранных баллов победителя конкурса установили еще перед Новым годом. С тех пор комиссия, которую курирует Олег Татаров, блокирует объявление победителя.

Вчера Роман Куйбида, член конкурсной комиссии по избранию прокурора САП в очередной раз призвал конкурсную комиссию собраться и объявить победителя. Но комиссия, которую курирует Татаров собираться не собирается. Как разошлись «покормить кота» перед Новым годом, так и не возвращаются.

Важный момент, который вы должны знать: в конкурсной комиссии, которая выбирает — точнее не выбирает прокурора САП — именно делегированные Украиной члены комиссии блокируют финал конкурса. И большинство из этих людей связано с Олегом Татаровым. А представители международников в комиссии публично требуют завершить конкурс и назначить таки руководителем антикоррупционной прокуратуры избранного на конкурсе Александра Клименко.

Среди этих международников — Драго Кос, который занимался борьбой со взяточничеством в международной Организации экономического сотрудничества и развития, возглавлял группу государств в борьбе с коррупцией в Совете Европы и был первым председателем Комиссии по предотвращению коррупции в Словении.

Так вот, Драго Кос — один из тех, кто уже больше года прилагает усилия к тому, чтобы у украинской антикоррупционной прокуратуры появился независимый руководитель. А украинские юристы в комиссии Татарова оказывают этому яростное сопротивление. Запомните эту фамилию — Драго Кос, потому что он фигурирует и в следующей истории.

На этой неделе начался наконец конкурс по избранию директора уже другого антикоррупционного органа — Антикоррупционного бюро. Полномочия действующего директора НАБУ Артема Сытника истекают в апреле. И к тому времени ему должны выбрать преемника на прозрачном конкурсе. Чтобы избежать повторения эпопеи с фактически слитым конкурсом в САП, процедуру отбора руководителя НАБУ прописали так, что международники имеют в конкурсной комиссии решающий голос. В понедельник истек последний срок, когда правительство должно было дать старт конкурсу — и в последний день правительство его таки дало, и так, что кажется, и этот конкурс “курирует” Олег Татаров.

В состав комиссии вошли трое представителей Украины и трое международников. Николай Кучерявенко, Кирилл Легких  и Алексей Савчук от украинской власти и Повилас Малакаускас, Карен Гринавей и …. Драго Кос — их делегировали международники.

Тот самый Драго Кос, который больше года требует от Татаровской комиссии по избранию прокурора САП избрать наконец прокурора САП. И вы будете удивлены — украинское правительство попросило международников вычеркнуть Драго Коса из конкурсной комиссии по избранию директора НАБУ. Того самого Драго Коса, который мешает комиссии Олега Татарова сфальсифицировать конкурс в САП.

Объясняет власть это так — почему это у вас один человек во всех комиссиях? Это неправильно. Вот смотрите. От украинской стороны в комиссию по избранию директора НАБУ правительство назначило юриста Кирилла Легких. Это адвокат, что защищает в суде СБУшника, который ровно 8 лет назад, в ночь на 19 февраля 2014-го принял решение о проведении антитеррористической операции на Майдане — то есть фактически отдавал приказ расстреливать участников революции достоинства. И вот то, что адвокат человека, из-за которого погибали на Майдане будет выбирать директора НАБУ — это правильно. А то, что этой в комиссии будет Драго Кос, который требует назначить независимого прокурора САП — это неправильно. По версии украинских властей.

Наши западные партнеры правительству в просьбе забрать Драго Коса из комиссии отказали. И Кабмин был вынужден утвердить весь список из 6 человек, включая Коса. Традиционно сделали это лишь потому что ситуация начала перерастать в публичный скандал. При этом правительство вписало в свое решение примечание, что Драго Кос сможет работать членом комиссии по избранию руководителя НАБУ — лишь когда перестанет быть членом комиссии по избранию руководителя САП. И у меня есть стойкое ощущение, что формулировку такую правительству диктовал главный куратор правоохранительных органов Олег Татаров. Которому независимое антикоррупционное бюро не нужно так же как и независимая антикоррупционная прокуратура.

Предполагаю потому, что если Олег Татаров будет курировать только схемы, а антикоррупционными органами будут руководить независимые руководители — то Олег Татаров сядет. И в соседнюю камеру с ним сядет Андрей Ермак — судя по тому, что в суде прозвучало «что Олег Татаров курирует все, а Олег уже с Ермаком». Но главное в этой истории не то, кто сядет, а кто нет. А то, кто курирует Ермака и Татарова, которые курируют все?

И тут такая математика. Вот вам простая логическая задача. 1 сентября президент Украины Зеленский обещает президенту США Байдену, что конкурсная комиссия немедленно выберет антикоррупционного прокурора.

Потом президент Зеленский, все его правительство и весь его Национальный Банк в Соглашении об очередном транше МВФ обязуются, что прокурора САП изберут до конца ноября. В прошлом году. Затем временная поверенная в делах США, то есть временный посол США в Украине Кристина Квин уже в этом году, в этом месяце, голосом через рот говорит, что из-за срыва конкурса в САП на кону репутация всех вышеперечисленных людей, с президентом включительно: «репутация всех, кто говорил что они выполнят эту задачу».

И вместо того, чтобы немедленно выполнить это задание и обещание закончить конкурс на избрание главы САП — все эти люди вместе начинают так же валить уже другой конкурс на избрание нового директора НАБУ.

Внимание, вопрос — как говорили во «Что, Где, Когда?». Если люди президента делают все, чтобы антикоррупционная система не работала. Если американцы, без финансовой, военной и дипломатической поддержки которых Украина сейчас может тупо не выжить — публично говорят президенту, что из-за его людей на кону его репутация. И если президент все равно не увольняет таких людей, это значит что президент как минимум в теме как максимум — в доле. Ибо если «курирует все вопросы Олег Татаров, а Олег уже с Ермаком», то Ермака и Татарова вместе взятых – «курирует» по иерархии президент.

На том же суде, где прозвучала фраза «Олег Татаров курирует все» — прозвучала и такая фраза адвоката подозреваемого в коррупции депутата Трубицына:

«Если здесь указывается фамилия Олега Татарова и ему подотчетен Трубицын, который якобы получает взятки, то очевидно эта взятка предназначалась, наверное же, для Олега Татарова. Почему его нет на скамье подсудимых, мне не понятно?»

Мне вполне понятно, почему Олега Татарова до сих пор нет на скамье подсудимых. Война все спишет. Бабы нарожают.

Елена Трибушная для YouTube канала «Є питання» и Informator.media