Гуманитарное сопротивление: что делать тем, кто не готов браться за оружие

Если большая война все-таки начнется, у нас всех будет много работы. И у тех, кто планирует защищать страну в рядах армии, и у тех, кто не готов к вооруженному сопротивлению. Каждый и каждая из нас будут нужны. И лучше начинать планировать эту работу уже сейчас. Времени на тревогу просто нет.

Даже армия будет нуждаться не только в тех, кто держит в руках оружие.

Учитывая резкое увеличение количества солдат украинской армии снова будут нужны амуниция, приборы, транспорт и многое другое. Войску снова понадобится помощь волонтеров. И, если вы считаете, что это работа для вас, уже пора искать для себя организацию или инициативу, которая имеет опыт такой деятельности. Донуйте и помогайте.

Но помощь потребуется не только военным. В ней будут нуждаться и гражданские.

Если Кремль реализует сценарий полномасштабного вторжения, миллионы людей будут пытаться выехать из охваченных войной регионов. Десятки, а возможно и сотни тысяч людей не смогут сделать этого самостоятельно и нуждаются в нашей поддержке.

Тысячам старых или больных людей, которые не могут обеспечивать себя самостоятельно, будут нужны крыша над головой, еда, одежда и другие важные вещи.

Имеющегося ресурса государственных органов не хватит, чтобы закрыть потребности всех пострадавших, и именно вы можете стать надеждой для этих людей.

Помощь гражданским не менее важна, чем помощь военным. Потому что страдания гражданских-это тоже оружие, которое цинично использует противник.

Страдания и паника среди гражданских жителей влияет на боевой дух украинской армии, они отбирают у нее моральные силы, нужные для сопротивления.

Все мы видели, как в первые годы войны русские прокси целенаправленно разрушали гражданскую инфраструктуру и обстреливали жилые кварталы для того, чтобы напуганные и отчаявшиеся местные требовали от украинских военных покинуть их города. Таким образом, уменьшение страданий гражданских – это тоже помощь военным. Но, в первую очередь, это наш гражданский и человеческий долг.

Итак, если вы решили помогать гражданским, сделайте «ревизию» собственных ресурсов, поймите, что вы готовы предложить пострадавшим от войны.

Возможно, у вас есть временное жилье для вынужденных переселенцев, транспорт для эвакуации, одежду, теплые вещи, излишки медикаментов, продуктов, средств гигиены.

Подумайте, готовы ли вы посвятить свое время волонтерской работе в колл-центрах или в офисах по помощи перемещенным лицам. Готовы ли вы работать в эвакуационных командах в зоне боевых действий. Поняв все это, обратитесь к любой опытной организации или инициативы, к которой у вас есть доверие, и предложите свою помощь.

Или, если имеете управленческий опыт, сформируйте собственную команду, определите сферу деятельности – кому и каким образом вы будете помогать – ищите волонтеров и готовьтесь к развертыванию. Обязательно сообщите об этом другим подобным организациям. Работы хватит на всех, не хватает всех видов помощи.

Если мы хотим, чтобы наши ограниченные ресурсы были использованы максимально эффективно, наши усилия должны быть скоординированы. Инициативам, которые будут работать с последствиями российской агрессии, стоит коммуницировать. Коммуницировать, отложив в сторону мелкие противоречия и все личное.

Стоит обсуждать тактики и стратегии совместных действий на случай чрезвычайного положения, и распределять роли.

Разный опыт и компетенции многих команд, дополняя друг друга, могут сплести сеть настолько прочную, что она выдержит любой удар. К тому же сегодня другой стала и власть.

В отличие от первого года войны мы имеем гораздо больше возможностей для конструктивного сотрудничества с государственным сектором. Этими возможностями также стоит воспользоваться и активно включать в процесс планирования совместных действий представителей касательных государственных институтов и местное самоуправление.

Есть смысл в том, чтобы устоять и победить. Но сделать это мы сможем только вместе, объединив все имеющиеся у нас ресурсы.

Совместно планировать и готовиться ко всем видам сопротивления стоит даже, если мы не верим в то, что Россия вторгнется. Если этого не произойдет сейчас, все это понадобится нам потом. Ибо ничто не свидетельствует о том, что нынешнее российское политическое руководство готово отказаться от планов реставрации СССР.

Пока Россия не изменится, или не перестанет существовать, нам придется жить под постоянной угрозой военной интервенции или попытки разрушить нашу страну изнутри. Время принять это. Но именно дамоклов меч русской угрозы может и должен стать стимулом для нашего стремительного развития.

Константин Реуцкий, соучредитель благотворительного фонда «Восток SOS», для «УП«.